Непляжная Турция, зимний Израиль и фламинговый Кипр.

Я давно хочу в Иорданию. Но каждый раз, когда туда мылю лыжи, провожу калькуляцию и понимаю – не заработала пока… Поэтому альтернативой Иордании, её римским древностям и Петре стала, не поверите, Турция. Мы все ассоциируем эту страну с «пляжный отдых все включено». А если приглядеться, то Турция несказанно богаче всем римским добром, чем Иордания и даже Греция с Италией. Как говорится, места знать надо. И Петра своя там тоже есть.

Турция, Демре, Protravellife
Но, всё-таки в Иорданию я съездила. И она не переплюнула Турцию, увы. Отчёт можно прочитать здесь>>>
Началось все как обычно. Купила билеты, но ехать просто так в Турцию скучно. И я решила заехать ещё в Израиль и Грецию. И вот неожиданно наше правительство ругается с Турками, и тут же санкции давай вводить. А билеты-то куплены… Полетела не смотря ни на что.
В детстве у матери был блеск для макияжа. Ну такой в маленьких кругленьких пластиковых коробочках. Если туда дунуть, то как пудра сверкающая серебром разлеталась. Вот самолёт мой взлетал именно в такой пудре. Уже стемнело и фонари освещали этот блеск, на который кто-то дунул. Сказка, одним словом. И самолёт скользит сквозь серебряные брызги!

Нитка маршрута:
Стамбул — Ялова — Бергама — Измир — Сельчук — Дидим — Бодрум — Мармарис — Фетхие — Каш — Демре — Анталья — Сиде — Памуккале — Стамбул — Тель-Авив — Хайфа — Масада — Ларнака — Салоники

1. Стамбул.

Итак, солнечная Турция встретила меня снегопадом, но правда при плюсовой температуре. Выводы… Разменяв утром деньги, я пустилась на осмотр Стамбула. Потряслась в маршрутке, потом нашла метро и поехала в центр. Турки обращались ко мне только по-турецки, а когда я им говорила, что не шпрехен зе туркиш, изумленно смотрели на меня. Закрались сомнения, а в той ли стране я живу, раз турки принимают меня за местную.

Ходят чёрт знает в чем! Кто в парандже, кто в русских цветастых павло-посадских платках, кто вполне себе обыденно в курточках и джинсиках.
Мои же кроссовочки при виде турецкого снега сразу предпочли умереть. И мне пришлось их обменять на ближайшем рынке всего за 100 лир на «настоящие» CAT-овские ботинки. Да и ладно, лишь бы не промокали.
Зашла на мэйн базар, затарилась сразу сувенирами, выполнила почти всю программу по Стамбулу и отправилась в гостиницу. Огородами. Еле добралась, тысячу раз прокляла свою лень и скупость. Ну вот что стоило взять такси от метро, а?.. Тем боле, что арендованный автомобиль стоял у дверей гостиницы. Ведь могла же бросить машину у метро? Так нет, попёрлась пешком.

Популярность «себяшечки», как говорит мой папа, — селфи растет с каждым днём.
Кто со снеговиком, кто с вездесущими котиками.
Котиков вообще полные музеи. Никто их не гоняет, все любят и охотно тискают. Есть подозрение, что даже у них там специальная служба есть, смотрящая, кормящая и убирающая за дворцовыми и музейными котиками.
Ну и конечно, селфи с котиком в «Ая София».
Туристов очень много, в любое время года, даже зимой. Вообще морально я не очень была готова к снегу в Турции. Но интуитивно взяла с собой тёплую куртку и ушки. И какая же я молодец-то оказалась! Как мне это пригодилось!

Погода в Стамбуле меняется на раз. Как в любом портовом и приморском городе. Ещё утром валил снег, а в обед уже голубое небо и выглядывает солнышко. Красота.
 Безумно умиляли турки, играющие в снежки. У нас на Кавказе та же радость по поводу выпавшего снега. Потому ка редкость. Я помню, как в детстве мы со спортивной секцией ходили в походы выходного дня и на тренировки. И обязательной программой тренировок в зимнее время при наличии снега, конечно, была битва в снежки. Мы делились на 2-3 команды и …. тренеру оставалось только прятаться, потому как в конце концов ему доставалось больше всех!
Вообще зрелище «пальмы в снегу» не для слабонервных.Лично у меня это с трудом укладывается в голове. Ну это примерно как мандарины в снегу в Абхазии.

2. Черноморское побережье. Окраины Стамбула.

Ах да! И ни одной ёлки новогодней в городе! Ура, товарищи! Тихо, спокойно. И гостиница в Стамбуле была единственной на моём пути с центральным отоплением. Во всех остальных тепло делалось кондиционерами.
В Стамбуле я осваивала спуск на автомобильных лыжах. Турки не парятся по поводу очистки дорог от снега и радостно с визгами и безудержным весельем играют в снежки. А, меж тем, резина у всех летняя… Вот и буксуют все на узеньких улочках, не могут ни спуститься, ни подняться.

Объезжала прилежащие к Стамбулу и Чёрному морю территории. Посмотрела 4 крепости. Ну и, собственно, спуск на «лыжах». Два мои навигатора поссорились, Гармин навалял osmand. Один орал направо, другой вопил налево. Сначала накосячил Гармин, за что был разжалован из великих. И вот тут, когда я стала доверять Османду, эта … нехорошая женщина порекомендовал проехать через деревню. А дороги там вертикальные. И не чищены, в итоге, когда я не смогла обратно заехать, полкилометра я сдавала задом. Потом развернулась и передо мной открылся спуск, градусов 40. А там снег… Машина юзит, ABS тормозить не даёт, машина рискует вмазаться в стену дома.

Перед глазами пронеслась картинка, как я скребу новой арендованной машиной о забор, полиция, протокол, разбирательство с компанией, давшей мне машину напрокат.

Короче через 15 минут шажками спустилась. Перенервничала. Такого опыта спуска на летней резине у меня ещё не было. Навигаторы наказаны оба!

Турция активно строит переправы через заливы и проливы. Но не смотря на это, все не менее активно пользуются паромами.
Дабы сэкономить сотню-другую километров, я решила последовать примеру турецкому и села на паром до Яловы. Недешевое удовольствие. Вообще бензин здесь дорогой, и транспорт дорогой.

3. Бергама или древний Пергамон.

Сразу скажу, что этот город до сих пор (на 2023 год) в моём личном рейтинге занимает первое место среди древних городов.
На втором месте Иорданский Джераш. И когда меня просят рассказать о Турции, передо мной встаёт картинка именно из Пергамона.

Приехала в Берегаму. Навигаторы опять ссорились, но сильно не косячили. Дала дёру в 500км.
Бергама обалденная, древняя, красивая, немножко неухоженная, но потрясающая. Добралась до гостиницы. Это офигенная (не побоюсь этого слова) гостиница. Очень уютная, очень красивая, в общем-то 5+! Хозяин прекрасно говорит по-английски.

Номера уютные, но прохладные, но зато этот волшебный человек постелил везде электро-одеяла. Вечером в гостиницу нагрянули ещё 3 немки, девчонки тоже шатались по Турции в поисках приключений. Но они ещё и на общественном транспорте это делали.

Ах да, я же купила музейную карту на всю Турцию. Стоила она 180 лир. Но свою стоимость отбила за 2 дня. А мне ещё смотреть и смотреть! По ней можно посещать ВСЕ государственные музеи Турции. Молодцы!

4. Измир.

По дороге в Измир я наблюдала морской залив с тремя стаями розовых фламинго!!! Как красиво!
Позже на другом озере я их тоже наблюдала, вместе с белыми цаплями разного размера. Спустила на них половину «плёнки»!

Приехала в Измир, нашла гостиницу. Чувак на ресепшене -только по-турецки шпарит. Ну и пойди пойми друг друга… На пальцах объяснила, что нужна парковка, приткнулась, пошла пешком в крепость… Е-мае, на Эльбрус проще идти. Там хоть воздух свежий! А тут Индия, ни дать, ни взять. Я живо вспомнила, почему я не хочу опять в эту волшебную страну.
Доползла до крепости, пошаталась по стенам, села в какой-то автобус, спустилась в город. Зашла в очередной римский город 205 года до Н.Э. изучила его и поплелась в гостиницу. Болять мои ноженьки, но я же этого хотела! Гостиница так себе, но жить можно.

Утром позавтракала и поскакала дальше смотреть римские и греческие древности.
На улице начало мая где-то, а по Питерским меркам, так и июня. Тепло, хорошо, везде растут огромные красивые сосны, пахнет хвоей и эвкалиптами.
Решила сравнить мандарин с ветки с тем, что мы дома едим. Не-а, никакой разницы, только мандарин в 2 раза крупнее! Несколько раз за день принимался дождик, но благосклонно выключался, когда я подъезжала к достопримечательностям. Хочется сказать, что все они обалденные! Ехать надо везде и все смотреть.

5. Фетхие. Ликийские гробницы.

Петра, Петра, не были мы ни в какой Петре, нас и тут неплохо развлекают. Гробницы Фетхие и Xsantos очень похожи на древние города Петры, только не такие большие. Ну и вход не во все пока открыт, но если я нигде не перелезла через забор, значит, отдых не удался. И я перелезла!
 Настала очередь упереть Лимон с ветки. Ну и кислятина…

Вообще сложилось впечатление, что турки не парятся по поводу сбора апельсинов, лимонов, мандаринов и гранатов с веток. Примерно как у нас яблоки висят до весны, пока сами не отпадут. Частенько можно наблюдать, как под снегом стоят яблоня, а на ней яблочки подмороженные висят.

Пейзажи с мандариновыми угодьями сменились помидорными теплицами. Зрелище завораживающее, я сначала решила, что это вообще озеро какое-то, а потом вгляделась и поняла — да, озеро, но помидорное! Вот то, что на фотографии беленькое, похожее на воду — это все теплицы.
А на улице +20°С, спариться можно!

Тут же подошёл городской автобус, водитель, увидев мою коляску, вышел сам, открыл багажник сзади, убрал туда коляску, вещи, помог мне загрузиться в автобус и за 20(!!!) Бат довез меня до офиса пристани, где я купила билет на паром туда-обратно, а трансфер до самой пристани был бесплатно. В минивэне я была одна с сыном. Ехать час.
Нас привезли к парому, перегрузили, снабдили наклейкой на доставку нас до гостиницы на острове и отправили в плавание.

6. Дидим и древние горда.

Доехала до Дидима. Пошла на берег смотреть на закатное море. Ну и конечно, решила поужинать. Боже, какие вкусные тут бараньи кебабы!!! И порции лошадиные, не жить! Как они здесь живут с такими порциями?
Но то ли еще будет, это я до Израиля не доехала, как потом выяснилось…
Люди добрые, памагииииитееееее…

Турки совершенно подвинуты на любви к животным. У них повсюду кошки, собаки, птички. Причём кошкам и собакам совершенно не возбраняется лежать на соседнем кресле в кафе. Они все ручные и ласковые. Попрошайничают постоянно. И, что характерно, ни те, ни другие не дерутся и не шипят друг на друга. Собакам абсолютно все равно, что в полуметре от них тусит кошка, а кошка даже не обращает внимания на стаю собак поблизости. К слову сказать, все собаки, шатающиеся по улице, либо в ошейнике, либо с какой-то биркой в ухе. Видимо это говорит об их домашности.

От Дидима до Антальи целый день лил дождь. Только под вечер прекратился.
Я, естественно, вся промокла. Пришлось переодеваться и сушиться. Да ещё и батарейка в фотоаппарате предательски разрядилась. Вот я и бегала — попрошайничала розетку в каждом музее. Под вечер добралась до Фазелиса. И этот древний город оказался на берегу моря. Красота!

Долго бродила по берегу, собирая ракушки. Волна выбросила морскую звезду. Я её высушила на торпеде машины. Боже, как она воняла… Но, увы, моим мечтам не суждено было сбыться, когда посылка с частью ракушек и сувениров приехала в Москву, я начала все ракушки промывать, дабы избавиться от запаха, и, сдуру, положила звезду в воду… Все, она распалась на молекулы секунд за 20. Я долго и безутешно плакала. В основном от обиды, что два дня нюхала эту заразу в машине, и так бездарно её потеряла.

Должна отметить отдельно, что в это время года туристов в Турции мало, и, к своей радости, по музеям и древним развалинам я ходила почти в гордом одиночестве. Не было толп китайцев с фотоаппаратами, а билетные кассиры с некоторым недоумением смотрели на меня и на мою музейную карту «Вся Турция». Потому как понятно же, что, человек, купивший эту карту, явно собирается за 15 дней посмотреть всю (ну или почти всю) Турцию, иначе зачем бы тратить столько денег на карту? В пересчете на наши рубли по тому курсу стоила она 4500р.

7. Анталья

Анталья — огромный город. Мне показалось, что он больше Стамбула. И уже пару дней, как у меня в машине работает местное русское радио. Похоже, не весь турецкий туристический бизнес понял, что в этом году у них будет напряженка с русскими туристами. Это судя по разговорам с хозяевами отелей, где я останавливалась.

Дорога от самого Каракёй до Каша и от Каша до Антальи потрясающе красива. Но достаточно сложна, она идёт по самому берегу моря, а рельеф там тот ещё, в общем-то, постоянный серпантин. Ну и быстро ехать не получится. Зато пейзажи непередаваемы. Лазурное море, скалы, камни, ущелья.

Сервис в Турции разный. Где-то дают и тапочки, и фены в номерах, а где-то (в Мармарисе) за отопление попросили дополнительную оплату. В результате русская душа выкрутилась все равно. В комнату я притащила кухонную электрическую плитку из кухни, включила её, и было мне счастье, а отелю я написала соответствующие отзывы. Привет, жадинам! Из намеченной программы по лени своей я пропустила крепость в Мармарисе, тем более, что подобные в Турции я уже наблюдала.
Никакой экзотики, все римские и греческие древности… Хоть бы где православный храм воткнули! Нет. Только аквапарки…

Все здорово, только не учла я одного: в Турции зимой бывает снег и дождь. В Дидиме я совершенно вымокла. Ну и помочила ножки в Средиземном море. Вместе с ботинками!
Ботинки стали все в причудливых разводах.
В Анталии я перебронировала номер в другой гостинице, чему была несказанно рада. Судя по отзывам, первый отель – «попробуйте составить из четырёх букв «Ж», «О», «П» и «А» слово «счастье»»
Хозяин же второго отеля – прекрасный отзывчивый Синан. Вдруг подумалось, что вот все они почему-то без жён, хотя уже не мальчики… Почему они не женятся? Живут одни в своих отелях и круглосуточно обслуживают гостей.

На следующий день я сгоняла тут неподалёку в сиде и Аспендос.

8. Памук Кале и путь в Стамбул.

Что-то я подустала и решила в самую дальнюю крепость от Антальи не ездить, мне Сиде и Аспендоса вполне хватило. Вернулась в Анталью и пошла гулять по старому городу.
Затарилась недостающими сувенирами и легла спать без ног.
Подскочила утром, Синан уже приготовил завтрак, покушала, и в путь.
Мне предстояло проехать 680 км от Антальи до Стамбула. Но мне было очень обидно (великое животное жаба), что на карточке музейной ещё куча непосещённых мест, и я решила, что надо ещё куда-нибудь заехать. Навигаторы написали мне время прибытия в Стамбул в 16-00, а самолёт только завтра, вот я и придумала, что «куда-нибудь» это будет Памуккале. Крюк 200 км, для бешеной собаки, как говорится…

Поехала в Памуккале. Памук — с турецкого «хлопок». Там сосредоточено почти все текстильное производство страны. Ну и что Вы думаете? Кто уезжал из Турции без комплекта постельного белья?
По дороге я заскочила в торговый центр, мне тут же выдали украинскую девочку в консультанты и я выбрала два прекрасных комплекта и шарфик.
Цены в магазинах указаны в долларах, это для групповых экскурсий. Но для одиночных посетителей выясняется, что это цена в лирах, ещё и скидка 20?, подкупает, ни так ли?
Надо из Израиля отправлять посылку, я сойду с ума это все таскать за собой. Я б из Турции её отправила, да вот беспокойно, дойдёт ли? В свете последних событий политических…

После шоппинга был Памуккале собственной персоной.
Да, я была там, да, мне понравилось. Правда понравилось. И древний город хорош! Правда туда почти никто не доходит, все плещутся в бассейнах и горячих лужах. Но у меня-то была Musecart!!! Все оплачено, чего ж не сходить?
После белоснежных просторов я поехала в Стамбул. Навигаторы опять перессорились друг с дружкой, и эта падла Гармин завёл меня на грунтовку. Вообще какую-то сомнительную. Еле выбралась. Зато прокатилась по красивейший дороге.
Еле нашла автомойку, у них тут почти нет автоматических моек и ручных со специально обученными людьми! Пришлось ехать через Стамбул, там мне помыли машину, я вернулась в аэропорт и отдала её, мою ласточку (всхлипывает и утирает слёзы).

9. Тель Авив, Акко, Кейсария.

В аэропорту, навьюченная своей ручной кладью, я пошла распечатывать билет, где девушка долго пытала меня (вообще с чего??? Она что, паспортный контроль?) есть ли у меня виза в Израиль, а я ей долго повторяла, что гражданам России виза туда не нужна, она не поверила, куда-то позвонила и только потом отдала билет.
Прошла паспортный контроль и досмотр. Ясное дело, сняла ремень. Все просканировали, я оделась и пошла к ближайшим креслам. Села и (внимание!!!) съела купленный в городе макдаковский ужин, запивая его купленной там же 0,5 фантой! И только допив, я поняла, что у меня не отобрали ни фанту, ни складной манюсенький ножик (который не отобрали ещё в Москве). Не, ну молодцы! Мне-то хорошо, а как же безопасность?

Вот в Тель-Авиве этот номер явно не пройдёт.
Зашла в дьютик, купила бутылку коньяка, оглядела своё барахло и в ожидании «нежной» встречи израильской СБ села писать сей отчёт.
В Израиле меня вообще не мучили на границе, я сунула в зубы пограничнику папку с документами, билетами и фотографией приятеля и нас в Домбае (к слову сказать, ехала я не просто так, а в гости!).

И меня послали… в Израиль. Приятель меня встретил и повёз в мини-Израиль. Это оказалась страна в миниатюре, где стояли точные копии многих знаковых для Израиля строений. Было очень интересно. Вход был закрыт, но если не через забор, то, как изложено выше, отпуск не удался.
А потом была еда… Чисто перекусить, потому как на поесть этого явно недостаточно…

В один из дней я самостоятельно на электричке съездила в Акко и Кейсарию, В Кейсарии безбожно сгорела, пока пялилась на красивые развалины.

А вот Акко влюбил меня в себя раз и навсегда в себя. Насовсем! Я могу приезжать туда хотя раз  в неделю, чтобы гулять по этому рынку, улочкам, крепости и тоннелям. Там очень много интересных музеев и самые вкусные морепродукты!

10. Экскурсия по Галилее

В Турции после мокания ботинок в Средиземном море и промокании под проливным дождем я всё-таки простыла, и, сойдя с самолёта, от радости общения тут же потеряла голос, поэтому весь оставшийся поход по намеченным целям злобно шипела на всех, поскольку звуков нормальных извлекать не могла. Ощущение себя гадюкою – иногда приятно, но ведь и во весь голос ответить хочется?.. Что делать?

На следующий день друг не смог выгулять меня сам (он целый врач-анестезиолог и заведует целым отделением), и взял мне экскурсию по святым местам. В Назарет, на Иордан и церковь 12 апостолов. Я так отвыкла от этого стадного фотографирования и ожидания особо медленных тётенек… Боже, эти подкупленные за процент «свои» магазины, это бесконечное желание что-то втюхать.

Пока группа праздно шаталась по магазину, я успела посмотреть половину Назарета! Это было для меня неожиданно, но я была рада, что оказалась на этой экскурсии. Нас привезли в купальню реки Иордан, вечером я помочила ножки с ботинками в Галилейском море (это там, где апостол Андрей рыбачил с причала, а спаситель ходил по воде). И вообще неожиданно много нового узнала.

11. Масада.

На следующий день Ян, внемля моим скромным просьбам, отвёз меня к Масаде и Мёртвому морю. Ботинки были намочены и там. Итого они уже искупались в Чёрном, Мраморном, Эгейском, Средиземном, Галилейском и Мёртвом морях!
 Иногда возникает ощущение, что некоторые наши вещи проживают более насыщенную жизнь, чем их хозяева! Я вот не купалась нигде, кроме чёрного. Где справедливость?

Масада оказалась потрясающей, жаль только пасущихся верблюдов не сфотографировала, но это значит, придётся ещё приехать.
Крепость большая, а история её поразительно-трагична. Насколько сильно надо любить свободу, чтобы выбрать смерть себе и своим детям и жёнам, самостоятельно их убить и покончить с собой в количестве 960 человек (если верить буклету). Всем рекомендую. Гугл вам в помощь…

Недавно разговаривала об этом с одним авторитетным для меня человеком — с отцом. А он, на секундочку историк и журналист! А фамилия его слишком известна, чтобы её называть… И он сказал следующую фразу: «Это в принципе никогда не понятно русскому человеку. Во-первых, всегда есть «авось», Во-вторых, сам помру, но ещё одного-двоих с собой заберу точно, раньше времени на тот свет не пойду, опять же потому что есть шанс еще кого-то из нападавших прибрать с собой!»
А и вправду, наверное, русский человек на такое не способен. Мы будем до последнего стоять, пока всех не перебьют, но не сдадимся и сами «туда» не пойдём. Великая отечественная (1941-1945) (- уточняю, потому что в современных учебниках так теперь называю войну 1812г.) тому яркий пример.

После Масады мы отправились мочить ножки в Мёртвом море, мне была интересна степень его солёности и я, намочив в нём палец, лизнула. Ого! Я отплевывалась, как те верблюды и запивала все это водичкой! Кто бы мог подумать!.. А если бы глотнула!?
Домой мы вернулись без задних ног! Спасибо Яну за этот волшебный день! И не только за этот, и вообще!

Как я не попала на самолёт...

Мы всё время шутили, что приехала я на слишком короткий срок. И что, может быть, стоит опоздать на самолёт, а накануне я вдруг почувствовала, что не хочу уезжать.
 Господа! МЫСЛИ МАТЕРИАЛЬНЫ… ёлки-палки…

Меня проводили до поезда в аэропорт, мы попрощались и… и я приехала в аэропорт на 2 часа позже.
Авиакомпания молча перенесла вылет на 2,5 часа раньше.
(Непереводимая игра слов)
После истерики и беготни по аэропорту я взяла себя в руки, зашла на Скайсканер и, впику продавцу на стойке, купила новый билет не за 150$, а за 75. Ай-яй-яй…
В Израиле практически везде есть Wi-Fi, поэтому расстроенная и рыдающая я звонила только по Скайпу. Ну что ж, билет всё же куплен. Улечу на следующий день.

Вторая попытка улететь.

Иногда незначительные события приводят к серьёзным последствиям!
После неудачной попытки улететь на Кипр, я вернулась в Хайфу.
Я просто не накаталась на приличных электричках, не готова была расстаться с Израилем и не все ракушки были найдены.

Бросила вещи в багажник машины и пошла гулять по берегу целый пролёт между станциями в Хайфе от Хоф-А-Кармель до Бат Галима, хорошо прогулялась. Километров 8 точно. Море меня вознаградило сувенирами сполна.
А ночью уехала в аэропорт. С Израилем мне всё-таки пришлось попрощаться до новых встреч, хоть я и сопротивлялась. Яну спасибо большое, он огромная умница и золотой человек.
Он показал мне разный Израиль. Хайфу, Назарет, Иордан, Масаду, Мёртвое море, Кесарию, Акко. И все это за 4 дня
Хочу обратно!

В аэропорту быстренько потрындели с СБ, докопались до Турции, мол когда, сколько раз, с кем.
Я сначала начала отвечать неохотно, а потом вошла во вкус, а когда настолько вошла, что решила показать фотки, меня прогнали на багажный контроль, естественно на досмотр, одного мальчика пришлось даже послать. Он хотел, чтобы я при нём все укладывала обратно, а я хотела сесть на лавочку, был по-русски послан фразой, что сначала всё выпотрошат, перероют, а потом нормально упаковаться не дают. Он не возникал, короче, я всех победила!

Ларнака.

Ларнака оказалась маленькой и курортной, музеи никакие, и ходить туда не стоит. А вот озеро с фламинго — шедевр!
И, кажется, я поняла, почему мироздание решило, что мне не надо было тут 2 дня тусить.
На набережной ко мне трижды подходили мужики разной национальности и открыто рассказывали как бы они меня сейчас …. и сколько раз.
Приходилось грозить полицией, а один раз даже достать телефон и начать звонить. Ничего я не поняла, что происходит?

Я прогулялась по старому центру и почти целый день провела у озера с огромной стаей розовых фламинго.

Где-то в сети наткнулась на «список подвигов современного путешественника — одиночной программы». Там было написано примерно, следующее:
1. Хоть раз за поездку выключить навигатор.
Включился, гад, сам. Пришлось взять карту города, как встарь, и топать по ней.
2. Заговорить с иностранцем и не умереть.
Ну тут вообще без вариантов избежать этот пункт. Все время приходится. Жива))))
3. Сделать что-нибудь, от чего потом захочется сказать » брррр!»
Таки это Ларнака.

Салоники.

К сожалению, здесь был дождь. Но это не помешало мне посмотреть город. Приятный, милый.
Конечно же зашла в Софийский собор. Приехала и уехала на автобусе. Все (те, с кем я общалась) греки хорошо говорят по-английски. Молодцы.

Дьюти фри в Салониках дорогой, ну то есть дороже, чем в Стамбуле в 2 раза. Да ну нафиг. Салоникские СБ и паспортный контроль ночью спят, т людей туда пускают только с 5 утра.
Я на обратном пути в Москву. Отпуск удался. Принёс много новых знакомых, одного доброго друга, что ценнее всего отпуска во сто крат, кучу разных и противоположных эмоций и новый опыт.

Итоги:

Турция — это нечто! Нечто совсем не то, чем у нас её позиционируют. Это богатейшая на достопримечательности и древности страна, а пляжный отдых — кому что.

Об отношении.
 Многие друзья переживали и все время спрашивали: «как там турки? Как отношение?» Могу смело сказать, что ни от одного человека в Турции я не услышала грубого слова! Все очень любят русских туристов и зовут, и уверены, что русские туристы все равно будут приезжать. И очень! Очень! доброжелательны! Никакого кидалова, мне все только помогали. На заправках мыли мне машину сами бесплатно, помогали пройти контроль в музеи по карточке (там турникеты не всегда срабатывали) охотно заряжали мои батарейки, ну и вообще, сплошной позитив.

О дорогах.
Шикарные, обалденные дороги, даже в сельских местностях. Даже грунтовки гладенькие и увлажнённые! Вообще Турция готовится к олимпиаде 2020 года, много новых дорог, платных, бесплатных, магистралей и много строящихся. Проверяйте карты и перед поездкой берите самые новые, они постоянно меняются. Мой Гармин вообще пол-дороги до Стамбула думал, что я еду по встречке.
А, ну и прямо очень порадовали знаки ограничения скорости: 50 для фур, 50 для фургонов и 82 для легковушек. Откуда эта цифра 82 взялась-то???

О связи.
WiFi есть, но не везде, в аэропорту Сабиха Гёкчен, например, нет бесплатного вайфая. Я подключила услуги от МегаФона для заграницы, и было мне счастье.

О бензине.
Дорого, очень. Дизель дешевле значительно, лучше брать дизельную машину.

О достопримечательностях.
Если вы настроены кататься, как я, по всем крепостям, древним римским и греческим городам, а так же ходить по многим музеям, однозначно надо покупать музейную карту. Она дает право прохода во все гос.музеи, а в музеи Стамбула ещё и без очередей.

Вход в музеи от 5 до 30 лир. Смотрим курс и считаем деньги. В Стамбуле 15-25 лир, в Памуккале 25 лир, в Фетхие и прочие древние города 10-15 лир. Есть разные карты, о них можно почитать на сайте. Если же вы планирует одну-две достопримечательности, то в этом нет смысла.

О сувенирах.
Так и не попробовала знаменитый турецкий кофе из турки на песке. Его просто нигде не было! Но зато я купила 3 пакета его домой. Дома он меня совершенно убил отсутствием вкуса. Сейчас можно говорить про кофе – «оно». Вот турецкий кофе как раз «оно»…

Куча всякой одежды, сумок, текстиля на любой выбор и кошелёк. Но в Стамбуле на рынке лучше не покупать. Подсунут втридорого фигню. Я ещё купила себе кучу керамических мисок. Я такое люблю.

В общем-то, Турция у меня получилась непляжная, экскурсионная и совсем непохожая на то, что описывают «Руссо туристо, облико морале».

Если бы я не познакомилась в этом году с Яном, я бы не поехала в Израиль. У меня было к этой стране пугливо-предвзятое отношение, я боялась допросов и досмотров на границе. Всё оказалось более чем достойно. Особенно при условии, что я приехала одна, без багажа, из Турции, проездом и так далее.

Кипр разочаровал. Вообще не понимаю, что там делать. Музеи слабые, отношение – откровенно непонятное. Пляжный секс-туризм? Ну разве что…

За своё путешествие я искупала ботинки в 6-ти морях: Чёрном, Мраморном, Средиземном, Мёртвом, Эгейском и Галилейском, сама мочила ноги в 3х из них. Меня несколько смущала террористическая обстановка в Турции и Израиле, там постреливали и взрывали периодически, но меня это все обошло.
Зимним каникулам — УРА, все, кто дочитал до конца – терпеливые герои, спасибо вам за внимание, до новых встреч. Как говорится, не переключайтесь!