Алтайские кедры

Республика Алтай. Горный Алтай…

От этих слов перед глазами всегда встают картинки каких-то очаровательных гор, мёда, кедрового ореха, Чуйского тракта, что признан одной из самых красивых  автомобильных трасс мира, и, конечно же, бирюзовой Катуни. 

Вот и мы не устояли. В преддверии скорой школы ребенка, когда путешествия в любое удобное нам время будут затруднительны, решили, наконец, осуществить давнюю мечту и поехать в этот волшебный край.

Билеты были доступны на Сентябрь. Я не знаю, как в другое время года. но говорят абсолютнейшую правду о том, что Алтай безумно красив именно в Сентябре. «И это не просто факт, так оно и было на самом деле!»

 

Нитка маршрута:
Горно-Алтайск — Усть Сема — Чемал — Кур Кечу — Акташ — Марс — Кату Ярык — Онгудай — Горно-Алтайск

День первый. Прилёт в Горно-Алтайск.

Аэропорт Горно-Алтайска не оставит равнодушным ровным счетом никого. Это совершенно непритязательная палатка. В общем, мы порадовались. Сейчас подумалось: вот мы прилетели в хорошую погоду. А как люди топают до самолёта под дождём, снегом? Может, всё-таки, есть какие-то более зимние варианты у этого аэропорта?  При ТАКОМ потоке туристов поставить всего ОДНУ ленту досмотра при входе в здание и при досмотре в зону вылета. Очередь на эту ленту при четырёх вылетающих самолётах с разницей в полчаса каждый, составляла в среднем 1.5 часа. То есть все то время, которое отведено на прохождение регистрации. Страшно представить, что здесь было в разгар сезона. (Паноптикум)!
 
Мы взяли машину в прокат и поехали сразу в Чемал. По дороге в первый же день у нас были запланированы интересные места, одно из которых — Долина Гротов на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь».
 

 В Чемале после 6 вечера просто негде поесть, имейте это в виду, когда будете планировать своё время. Все кафе, почему-то, закрыты. А в том, что открыто, порция оливье вдруг стала стоить как каре ягненка. Может, я поздно спохватилась…
Еще из нелепого: очень хотели заехать в палеопарк. Люди добрые, не тратьте ни денег, ни времени. Из реальных экспонатов — 3 черепа и 4 ракушки. Всё остальное — муляжи. Очень разочарована. Точнее, не понимаю, зачем вообще делать такой палеопарк… и еще больше не понимаю людей, которые пишут восторженные отзывы об этом псевдо-музее.

Но Катунь безумно красива, правду говорят. Погода тоже хороша. Сегодня помимо этого нелепого палеопарка посетили два водопада по реке и прогулялись по долине гротов. Уставшие после перелёта, не нашедшие едальни, наелись «бомжпакетов» и рухнули спать. Завтра уже придем в себя и — в бой!

День 2. Чемал и окрестности.

Петроглифы, Патмос и Катунь.
Очень повезло с погодой. Мы пошли стандартным путём планирования достопримечательностей. Патмос и ворота Сартакпая, а потом сгоняли до петроглифов в Куюс. Это очень красивая дорога вверх по течению Катуни. 
 

Немногие туда едут в это время года, мы встретили всего три машины. А ведь там и правда древние рисунки, причем почти неохраняемые. Так, маленьким заборчиком… После всего увиденного на Алтае могу сказать определённо: эти места — самые красивые берега Катуни. Туда обязательно надо ехать.
Когда вернулись в Чемал, то, наконец, отведали буузов и жаркое из марала.

 

День 3. Семинский перевал, Кедры и кордон Кур Кечу.

Сначала мы был в зоопарке, кормили и гладили оленей, маралов и всяких поросят. Ребенок первые два дня прямо требовал маральник, но все они, как на зло, оказались либо просто закрыты, либо на переустройстве. И вот. наконец, кто-то из местных нам подсказал, что есть такой зоопарк. Там много разных животных и, конечно же, олени.
 

 После зоопарка двинулись уже к Семинскому перевалу. Особо не планировали там долго задерживаться, как вдруг увидели кедровые рощи. Не надеясь особо ни на что вдруг набрали огромный пакет кедровой шишки. И небольшое количество рыжиков! Потом смотрели лошадок, гуляющих вдоль дороги. Их тут очень много, и они прекрасно дополняют горные пейзажи. Очень живописно.

А после Семинского перевала, когда уже начало смеркаться, приехали на кордон Кур Кечу и ночевали в юрте! Нужно обязательно иметь в виду, что мобильная связь между посёлками и даже в некоторых деревнях отсутствует полностью. Местные жители ставят усилители сигнала, но это не особо спасает. Так, например, происходит на на Кур Кечу. А уж как люди до сих пор живут без центрального электричества и мобильной связи ха перевалом Кату Ярык, я расскажу ниже отдельно.

День 4. Петроглифы, курганы, снова Петроглифы и Гейзеровое озеро.

Горный Алтай — самый богатый на петроглифы регион. Здесь они на каждом шагу. Кругом по тракту древние захоронения, оленные камни и петроглифы. Одни древнее других.

 

В этот день мы смотрели Слияние Чуи и Катуни, Водопад Ширлак и петроглифы Калбак Таш. И не совсем понятно, почему бирюзовой считают Катунь. Я плохой географ, но на месте впадения Чуи в Катунь (не понимаю, почему впадает Чуя, а не Катунь) очень хорошо видно, какая река — какого цвета. Так вот бирюзовая — Чуя! Красивое место, кстати, очень! Эти земли содержат большое количество глины разных пород. Как, например, чудо «Гейзерового озера». Так вот, здесь везде есть голубая глина. Именно она придает воде Чуи и Катуни этот фантастический бирюзовый оттенок.
При этом Чуя — речка мутная, на фото это очень хорошо видно, а Катунь — прозрачная.
 
Вишенкой на тортике этого дня стало знаменитое «гейзеровое» озеро. Оно живое и купаться в нем нельзя. Рисунок постоянно меняется. Там три вида глины. И идет какой-то процесс, из-за чего появляется то голубая, то черная глина. Голубое пятно то пойдет наверх, то спрячется, то выползет совсем наружу. Можно наблюдать часами. Было вечером прохладно. А на горизонте даже появились снежные вершины. 
 
 
Вход к озеру идёт через  турбазу, и многие туристы не понимают, почему они должны платить за проход к природной достопримечательности. Объясняю: подъехать к озеру на машине нельзя. Идти около 15 минут пешком через БОЛОТО! Поэтому турбаза на свои средства построила деревянные моски длинной в этот километр. Идти сухо и комфортно. И я лично считаю, что эта дорожка того стоит. Потому как её постоянно надо поддерживает в рабочем состоянии. Деревянные доски имеют обыкновение ломаться. Можно пойти через ручей и болото, если жаба очень душит… Но это личный выбор каждого.
 
 

День 5. Марс.

Чуйский тракт очень красив именно по дороге в Монголию. Между Акташем и тем самым Марсом самые красивые места. Снежные хребты, озера, лошади, верблюды… Если хотите насладиться красотой именно дороги, то вам сюда!
 
Место, как вы видели, очень красивое, но распиарено до невозможности. Дорога туда — туши свет. Не грунтовка, а стиральная доска из камней. К слову, за последние три года я видела 4 таких места в разных краях европейской части мира. (Турция, Армения, Иран и, как минимум, Иордания) но для Алтая, конечно, да. Это уникальное явление. и самое приятное в этом месте то, что в отличие от других таких красот по миру, здесь можно походить ногами. Это очень здорово! Проход сюда стоит 300 р.
Если у вас высокий внедорожник, то вы совершенно спокойно сможете проехать и на более отдалённые места Марс 3 и Луна, как их назвали местные для привлечения туристов.
 

День 6. Акташ - Кату Ярык.

Весь день мы ехали к перевалу Кату Ярык, собирали шишки и рыжики, спускались с перевала и весь вечер их обрабатывали (рыжики)… Бедная я, бедная… зато 6 литров солёных рыжиков прилетели со мной в Питер.
А еще в лесу растет жимолость и красная смородина! Мммм… В районе Кату Ярыка тоже много кедровых сосен и их достаточно легко собирать. Но местные в этот год там погибали на ровном месте. Они, оказывается, не привыкли лазать по деревьям. А всегда собирали орех с земли или колотушкой. А в 2023 году не было ни одного ветренного дня. И шишка просто не падала. А кедровая сосна только свиду легкая для лазания. В этом я убедилась лично. Туда, наверх, вроде кажется легко. Но есть подводные камни в виде сухих веток, которые могу вдруг под тобой сломаться. За этот сезон несколько человек просто погибли, сорвавшись с кедровой сосны.

Перевал Кату Ярык. 

Вся сеть полна «ужасающими» видео с тем, какой это гипер-мега-сложный перевал, что он узкий, страшный и вообще, лучше туда не соваться. И каждый местный вам об это расскажет! Ну что вам сказать: это ОБЫЧНЫЙ горный перевал. Ничего особенного. И его может пройти абсолютно любая машина. И низкая легковушка тоже. И даже без полного привода. Всё зависит от «прокладки» между рулём и сиденьем. Я убедилась в излишней субъективности от таких «продвинутых» современных журналистов еще раз, когда мы были в Дагестане. В Сулакском каноне. Все местные сначала, завлекая вас принести им прибыль, будут вам врать, что вы туда не проедете. Потом, когда вы туда проехали, не особо напрягаясь, вы обязательно встретите парня с круглыми глазами, который вам расскажет о том, что там есть ну штук пять страшно непроходимых мест, что он вообще еле проехал и ай-я-яй. Не верьте. Верьте себе и своей машине. Кату Ярык — нормальный перевал. А сейчас туда вообще строят современную асфальтовую широченную дорогу.

Мы еще не успели даже чемоданы собрать на Алтай, как нам начал названивать какой-то, с позволения сказать, ГИД. Ему телефон в одной из гостиниц дали. Я еще не улетела никуда, он мне уже начал втюхивать какой-то трансфер и сетовать на то, что я там сама не проеду. И водитель я так себе, и машина, не смотря на субару, полный привод, — отстой. Добило то, что он решил мне в машину подсадить каких-то левых людей, чтобы я их отвезла на Кату-Ярык, потому что у него группа не набирается… Имейте в виду, сервис на Алтае такой же ненавязчивый, как и во всей Российской туристической глубинке. И нахамить могут, и легко и безропотно будут пытаться облапошить.

День 7, 8. Чулышманская долина.

Целый день мы с ребенком гуляли в доль речки Чулышман и пыталсь поймать хариуса. Поймали несколько мелочёвок, всех  отпустили. А вечером я допустила непоправимую ошибку. Я съела яичко всмятку. Ну как съела — откусила. Оно оказалось тухлым, и я его, конечно, выкинула. Но для последствий той чайной ложечки оказалось достаточно…
 

Я жестко отравилась… Меня колотило всю ночь, у меня были сильнейшие рези в кишечнике и ужасное обезвоживание. И в этих условиях надо было проехать 250 км. Но мы это сделали… И очень правильно, что не стали оставаться в Чулышманской долине, ведь ни электричества, ни толком мобильной связи там нет. Совсем! То есть скорая помощь туда просто не попадет, потому что её просто туда не вызвать. Я собрала все силы в кулак и поехала в Онгудай. Выхода не было.

День 9, 10, 11. Онгудай, отдых.

В эти три дня с нами на Алтае вообще ничего примечательного не случилось, кроме визита в местную больничку. Я все-таки приняла решение туда наведаться. И не даром. Там мне выписали некоторое количество лекарств и положили под капельницу. (Вчера еще надо было это сделать… у меня было сильнейшее обезвоживание) после капельницы я прямо так воспряла, что мы даже поехали посмотреть очередные петроглифы.
 

На следующий день просто гуляли по территории турбазы, смотрели на реку, ребенок играл  на детской площадке, а я чистила два мешка кедровых орехов.

Несколькими днями ранее в багажнике арендованной машины были обнаружены «зайцы». А точнее мыши, которые каким-то образом проникли туда на запах кедровой шишки. Не знаю, остались ли они дальше жить в багажнике или покинули его, но в самолёт они точно не садились с нами.

День 12, 13. Обратная дорога до Горно-Алтайска. Вылет домой.

Утром мы выехали в Горно-Алтайск. Снова погуляли по Семинскому перевалу, поставив тем самым жирную точку в сборе кедровой шишки. 
Потом у поворота на Чемал остановились в очаровательной кафешке, съели вкуснейших буузов и поехали в гостиницу. Потом был небольшой шоппинг и наутро вылет домой в Санкт-Петербург.
 

На том и закончилась наша поездка на Алтай.
Не совсем удалось погулять последние три дня, как мы планировали. Но всё мы успели посмотреть, нас влюбила в себя Катунь и Чуя.
Мы насобирали шишек, купили мёда и везем домой 6 литров солёных рыжиков.
А теперь вопросы и размышления:
— Алтайцы (мужчины), оказывается, совсем не любят работать. У них даже есть поговорка: «пока жена кормит». На эту грустную ситуацию мне пожаловалась хозяйка турбазы. Чтобы нанять рабочих, надо их привезти из Горно-Алтайска или даже из Новосибирска. Местные же будут сидеть на пенсию, без денег вообще, но работать не пойдут, а будут «ждать шишку». А урожай кедрового ореха случается не каждый год. По статистике — раз в три года. Если в этом году обещают урожай, ни один алтаец летом не пойдёт работать, будет сидеть ждать сентября, чтоб собрать шишек. (Паноптикум)
— Все слышали словосочетание «Алтайский мёд». Не все понимают, что имеется в виду. Все же думают, что это будет горный альпийский медок, бережно собранный пчелками где-то на этих живописных склонах.
И да, такой мёд есть, но, по словам незаинтересованной стороны, этот ГОРНЫЙ мёд бронируется еще в марте, то есть, когда лежит снег, и туристам его купить практику невозможно. Скорее всего вам продадут обычный долинный цветочный мёд с полей, (если вы покупаете его на пасеке), с если вы купили мёд в сувенирной лавке, я бы вообще не была уверена, что это мёд…
— Рыба на Алтае. Да, она есть, но количество рыбаков несопоставимо больше, чем количество самой рыбы. Делайте выводы.
— Цены. Ну с началом пандемии и закрытием границ ценник на туристический аспект на Алтае взлетел до московского уровня. А всё потому, что раньше сюда ездили на отдых, в основном, из Новосиба и на машинах (я имею в виду массовость), а сейчас сюда ПОВАЛИЛ поток москвичей и питерцев с ОЧЕНЬ хорошими кошельками. И то, что раньше для Алтая было ну очень дорого, теперь стало нормой, увы.
НО АЛТАЙ — ЭТО ЗДОРОВО И КРУТО!!!!! ВСЕМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! И, желательно, в начале сентября. Это самое правильное время для Алтая!