Сторожевые башни Кавказа

Дагестан — это Каспийское море, это вкусно, тепло, а главное — интересно и красиво.

И лучшее время для его посещения с экскурсионной программой — осень или весна. Потому как летом здесь нужно нежиться на пляже, а зимой — кататься на лыжах.

В Октябре здесь вполне ещё тепло, хотя в горах, конечно, и мороз случается. В любом случае, мы решили посмотреть на золотую осень в Дагестане, а заодно захватить и Чеченскую республику.

Нитка маршрута:
Махачкала — Дербент — Кубачи — Гуниб — Кахиб, Гоор — Хой — Аргунское ущелье — Грозный — Сулакский каньон — Махачкала

День первый. Дербент.

Итак, самый древний город на территории нынешней России — Дербент.
Я была здесь, когда мне было 5 лет. В крепости меня тяпнула оса, но я помню сквозь боль, как там было красиво! Сейчас Нарын Кала прекрасно отреставрирована, можно забираться на стены, заходить в бани и резервуары.  Крепость большая, в неё два входа и несколько смотровых площадок.

А еще сюда притащили экраноплан Лунь. И мы купались в Каспийском море.

Очень странно для меня видеть, как местные жители совершенно ничего не делают для облагораживания пляжей Каспия.
Вообще, самым приятным в плане морского отдыха город оказался Каспийск.

Вечером по выходным в Дербенте устраивают совершенно фантастическое фонтанно-световое шоу. нам повезло, мы как раз оказались в субботу в Дербенте.
Местные жители, откровенно говоря, недолюбливают это шоу. А все потому, что в дербенте жуткие перебои с водой. В квартирах стоят накопительные баки. Точнее они стоят в подъездах. по 200-300 литров на несколько квартир. Потому что вполне может случиться так, что пару дней воды не будет. Зато фонтаны её разливают тоннами просто.

День 2. Крепости и Кубачи

В Дагестане очень оригинально люди относятся к своим горным селам и аулам. То есть внизу, у моря, на постройки страшно смотреть. А где-то там, в горах, куда идет грунтовый серпантин, могут стоять вполне себе царские палаты. «Где логика?» — спросили мы. Да нет ее.

В Кубачи купила себе местного серебряного богатства. Сбегали на развалины Кала Корейш, познакомились там с милым хромым жеребенком. Заехали на крепость Семи братьев, посмотрели Хаганский водопад и пару очаровательный древних мостов. К вечеру проголодались и решили отведать супчика. Супчик перебил все впечатления за день!

В Кубачи мы приехали под вечер. И на город спустился туман. Навигатор не особо разбирается в качестве местных дорог. Он завёл нас на какую-то очень крутую каменную улицу. Машина не подвела, но спускаться там ещё раз я бы, наверное, не захотела. Будьте внимательны и следите за тем, по каким улицам собираетесь ехать.

День 3. Чох и Гамсутль.

В этот день был запланирован переезд до Чоха и Гамсутля с осмотром Чохских террас и пары водопадов по дороге. С водопадами не задалось, зато красота почти китайских террас была невероятной. Общались с местными осликами.

Чох и Гамсутль решили не откладывать на завтра, а то вдруг дождь. Погуляли по узкому каньону, а потом как поехали в эти древние сёла, как давай там гулять! По Чоху пробежались и помчались на лошадках наверх в Гамсутль. На лошадках за небольшую плату организовывают подъем наверх в сам древний город. Здесь даже маленьким детям дают возможность ехать самим. Лошади прекрасно воспитаны. Красота!!! Обратно спускались пешком, потому как лошадкам тяжело идти вниз с неопытными седоками, коих в группе большинство. Прекрасно прогулялись, наблюдали реки из стад овец, Очень завораживающее зрелище — волны стада, стекающего по склонам гор.

День 4. Гуниб.

В Октябре, конечно, уже совсем конец туристического сезона. Половина кафешек не работает. Сувенирных лавок — днем с огнем не сыщишь. Даже мороженое на заправки больше не завозят. Но красоту и волшебные краски осени никто не отменял, а потому туристов полно. И ходят они несчастные вдоль закрытых дверей ларьков. Вплоть до того, что не во всех кафе хватает порций всем желающим. Не подготовились дагестанцы
Сегодня Гуниб и его крепостные стены. Поднялись наверх на крепость. В прогнозе обещали целый день дождь, но его не оказалось в первой половине дня. Виды с крепости открываются просто нереальной красоты! Купили на обед курзе (это пельмешки такие местные). Сбегали на близлежащую сторожевую башню. В общем, успели-таки до дождя!!!

День 5. Кахиб и Гоор.

С Кахибом не сложилось. Местные жители решили, что могут кому-то разрешать, а кому-то нет въезжать на своем транспорте в село. С криками, что там нет парковки и мы должны заплатить им за трансфер на их машине до этой самой парковки, они какие-то машины пропускали, какие-то — нет. В общем, завязалась дискуссия… В результате мы не стали заселяться в гостевой дом в Кахибе. Сфотографировали «умников», отправили их морды хозяину гостевого дома — пусть сам теперь с ними разбирается, почему они не пускают туристов и хотят с них денег за проезд.

Но устроились мы не хуже. У меня было несколько вариантов гостевых домов. Мы остановились в Гооре с видом на башни. Потом снова взяли копытный трансфер до башен. Красота, а не прогулка!

День 6. Водопад Тобот, башня Шамиля и город Хой

Город Хой оказался закрыт на реставрацию до неизвестных времен, поскольку дата уже трижды исправлялась на писульке на дверях. Хой мы посмотрели через забор. Раз уж приехали. И поехали в Грозный. Вечернею дорогой созерцали первые сторожевые башни. А какие шикарные орлы нас сегодня встречали и провожали в горах!!! Прямо на водопаде наблюдали обед одного такого красавца. Он несколько нервничал, что мы отберем у него добычу, хотя, понятное дело, никто за его едой на край обрыва не полезет. С любопытством вытягивал свою длинную белую голову и косил на меня с фотоаппаратом.

Кстати, о дорогах.
В Дагестане, как и в Чечне, много дорог. И они, в большинстве своём, хорошие. Даже если это будет не асфальт — это будет широкая крепкая грунтовка, ведущая неизвесино куда в горы. В горах вдруг наверху будет город-сад. Единственное пока место на нашем пути, где было Ооооооочень экстремально спускаться по одной из улиц, — дагестанский центр ремесленников по серебру — Кубачи. Вот там действительно некомфортно ездить. А в остальном — весьма доступные дороги, хоть и серпантин, для любых машин. Мы взяли в прокат простенький Хёндай акцент. Бензин дороже московского и питерского ценника на 4-5 рублей. Заправок много.

День 7. Чечня, грозный, Аргунское ущелье

Чечня и её башни. Вообще, кто бы мог подумать, что в Чечне столько всего красивого. Мы-то давно уже привыкли ассоциировать Чечню с войной. А тут давно уже красота. Водопады, башни. Снова башни, опять башни и еще башенные комплексы. Дороги шикарные. Автобусные остановки с башнямм. А ночью Грозный похож на новогоднюю ёлку. Всё такое в огоньках, светится, мигает.

Накануне на улицах, в связи с нехорошими призывами человековыродков устроить день гнева, было очень серьезное патрулирование полицией. Досматривали машины, бдили. И местное население, кстати, не собиралось всё это мракобесие поддерживать. За что им честь и хвала. Мусульмане мусульманам — рознь. Вообще в нынешнем Грозном мне понравилось. Ездят они, правда, как положено джигитам…

День 7. Сулакский каньон, снова Дагестан.

Финальный день в Дагестане. Завтра мы летим домой.
А сегодня Сулакский каньон.
Захватывающие дух смотровые площадки, лодочная экскурсия и ночная езда по Махачкале.

Если бы не пробки, успели бы еще бархан посмотреть. Но, увы, Что-то должно остаться недосмотренным.

Сулакский каньон — очень красивое место. Там есть несколько смотровых знаковых площадок. И одна малоизвестная локация с моторками.
Если вы хотите покататься по воде, то у основной пристани в районе рыбзавода вам могут назвать ценник и в 5 тыщ с человека, и в 8. Кто — во что. А еще вам будут с пеной у рта доказывать, что вы никуда сами не проедете. Машина у вас не та и сами вы — не то. Но мы-то не такие… Мы готовились к поездке, а потому знаем, что надо ехать на смотровую площадку в село Дубки (там даже указатели стоят), а кататься на лодках — в село Зубутли. Там нас катали за 1000 руб. с человека. Катали от души. И проехать туда может любая машина, даже пузотёрочный седан типа нашего Хендая Акцента. Но надо проехать через ГЭС. Для этого запаситесь паспортами. Там пропускной режим.
Нас катали с виражами, да так, что бананы в Анапе нервно отшагивались. Понравилось нам сегодня всё.

И вообще наш Кавказ прекрасен в любое время года! Спасибо, приедем снова!