Страна цветущих абрикосов

Завтра вечером мы должны были улететь в Турцию и провести там 3 недели в путешествии по древностям и красотам! «Спасибо …. за наше счастливое детство»,…
Теперь наш рейс в Стамбул выглядит так:

Aэрофлот Protravellife

Спасибо Аэрофлоту. Они позволили своим пассажирам поменять направление без потери денег. И вот, мы летим в солнечный Ереван.

Я была здесь уже дважды. Первый раз в 2010 году, а второй уже с ребенком и на своей машине в 2019. Об этих путешествиях можно прочитать здесь же, на сайте.

Нитка маршрута:
Ереван — Арарат — Вайк — Татев — Севанаванк — Дилижан — Иджеван — Берд — Ахтала — Ереван

1. Первые дни в Ереване.

Прилетели в Ереван, тут же взяли прокатную машину и двинули в город. Поскольку моя подруга Катя прилетала на два дня позже, то мы решили зря времени не терять, а устроить ребенку интересный день.
Пошли в зоопарк .
Ну, конечно, это не московский зоопарк и не Ленинградский. Но тоже зоопарк! В зоопарке превалируют обезьяны, но есть и белый лев.

В ожидании прибытия подруги решили посмотреть аистиные деревни. Ну и пару визитных карточек! В Армении живёт огромная популяция аистов. Здесь есть целые деревни с аистиными стаями. Особенно много их в долине реки Арарат и в районе Хор Вирапа.

Как же всё-таки я люблю наш и не очень наш цветущий Кавказ! Второй раз я в Армении весной, цветущие деревья, кусты, поля, горы, все это вперемешку с «новоделом» 10х веков и языческими храмами на их фоне, оставляют бурю эмоций!

2. Гарни, Гегард, Эребуни.

Не вижу смысла заново описывать все эти достопримечательности. Вместе с тем, хочу сказать, что если вы впервые в Армении, вы не должны проходить мимо этих достопримечательностей.

Гарни и Гегард — два древнейших памятника около Еревана. Если бы они не были так затоптаны туристами, то, безусловно, представляли бы бешеный интерес. Вместе с затоптанностью, вход в Гарни платный. в то время, как в большинство прочих достопримечательностей Армени – нет. И даже в наследия ЮНЕСКО.

Познакомилась впервые с Эрартской цивилизацией и её клинописью! +1 цивилизация в нашу коллекцию!
Каждый раз, приезжая в Армению, я собиралась сюда заехать. но всё время как-то не складывалось.
От эрартского города здесь осталось немного, но всё же осталось. Точно такой же город есть в турецком Ване. Там тоже сохранились камни с клинописью и остатки стен города.

3. Раздан, Арагац и окрестности.

Недалеко от Еревана есть город и озеро Раздан, там же, неподалёку, есть несколько крепостей и монастырей. Собственно, а Армении везде сплошные крепости и монастыри.
День не обошёлся без приключений. Как только мы двинулись в путь, так практически сразу сломалась арендованная машина. Тот ещё пепелац нам дали, я вам скажу. Короче, на ближайшем затяжном подъёме, километрах в 25 от Еревана, у машины стуканул движок. И полтора часа мы фотографировали цветущий боярышник и всякие ирисы в ожидании сотрудников проката с другой машиной.

Машину пригнали, эту забрали, потрепав немного мне нервы, что, мол, это моя вина, но я-то не первыйц день за рулём. Доехав на подменной машине до ближайшего сервиса, мы выяснили, что у новой машины тоже не всё в порядке. Как минимум никто не парится по поводу уровня масла.
Купили, долили и поехали.

Два года назад мы с мужем неожиданно проехали мимо этого чуда природы (на фото снизу каменный мост), который не обозначен ни на одной карте. А, между тем, это уникальное место! Природная каменная арка!

А ещё, не смотря на третий визит в Армению, как-то так сложилось, что я ни разу не была в совершенно волшебном монастыре, основанном на месте языческого храма – Нехуц, X-XII век. Туда нужно немного пройти пешком, но это место того стоит!

В этот раз мы не попали в Амберд. Дело в том, чот дорогу туда зимой не чистят, а поскольку Арагац — это наивысшая гора в Армении, и там достаточно высоко, то в Апреле — начале Мая там вполне себе лежит снег. Поэтому мы лишь полюбовались цветущими склонами, усеянными первоцветами, и поехали дальше наслаждаться старинными памятниками, по дороге не пропустив, конечно же, памятник армянскому алфавиту.

4. Агарцин, Гошаванк, Парзлич.

Окрестности города, где
«… — открываешь кран, вода течет — второй в мире по чистоте!
— а первый в Ереване?
— нет, Сан Франциско!»

Дилижан! В Дилижане есть достаточно большой университет и студенты по выходным любят ходить к разным монастырям поучить уроки. На следующий день, например, мы наткнулись на огромную толпу таких студентов в новом для меня месте.

Сам Дилижан  – город маленький, но очень приятный, со старинными улочками ремесленников, и, конечно же, памятником героям Мимино. Но нам интересны Агарцин и Гошаванк. Это два старинных монастыря. Внутри стен Агарцина, например, сохранились уже знакомые нам столбы языческого храма дохристианских времен, а это значит, что этим столбам уже около двух тысяч лет!

5. Окрестносни Дилижана, день 2.

26 Апреля у нас выдался неожиданно свободный день. Поэтому мы поехали по труднодоступным неизвестным дилижанским монастырям, чему были крайне рады!

И кстати, в этот день в Армении день памяти. Мне, честно говоря, совсем непонятно, как могут закрывать глаза на геноцид целого народа большинство государств. И я всецело сопереживаю и сочувствую армянам. И сегодня в Армении особенный день, когда они большими и маленькими компаниями, семьями приезжали к своим святыням. Причем не только к самым известным, но и к тем, к которым на машине не подъехать, а надо топать в гору по лесу. Приходили в эти полуразрушенные храмы 10х веков с маленькими детьми, чтобы просто поставить свечку! И это вам не РПЦ, ребята, где на тебя «добрые» тётеньки от души шипят: «не той длины юбка, выйди вон отсюда в брюках, не того цвета платок, не так ставишь свечку» и т.п… Это действительно люди пришли к Богу, и ему всё равно, что на тебе надето, с какой стороны ты подошёл к кресту и как ты крестишься, и крестишься ли ты вообще…

Армянская христианская церковь. В палатке ты, в брюках ли, христианин ли, всем здесь рады.
Именно поэтому сюда хочется возвращаться. Настроение и состояние здесь всегда светлое и благостное.

В качестве финального аккорда в этот день мы дошли до ещё одного, незаслуженно пропущенного мной монастыря. Матосаванк. Это очень небольшой храм, который природа предпочла спрятать от людей. Однажды, несколько столетий назад, здесь было землетрясение и храм немного засыпало землёй от соседнего холма. потом на этой земле выросли трава и деревья, и теперь стены храма видны только с одной стороны, а с другой — это лес. Но зато внутри… Внутри не передать словами, как красиво и таинственно!

6. Санаин, Ахпат, Ахатала, Одзун, Кобайр, Бердаван, (два дня).

Следующие два дня мы посвятили моему самому любимому маршруту. Помимо того, что здесь несколько наследий ЮНЕСКО, здесь просто неимоверная красота и старина.

День впечатлений. Сначала мы купались в маковых полях и смотрели на горизонты красных от мака гор и жёлтых от сурепки полей. Потом спасали из-под колес черепашек.
Затем наслаждались красотами Ахталы и Санаина, ну и в конце дня приехали в мой любимый Одзунский храм.

Одзун.
Во-первых, батюшка в этом храме нам давно знаком, уже 12 лет как. Батюшка — сама харизма, доброта и гостеприимство, кончилось все тем, что он поил нас чаем, абрикосовым компотом, виноградным безалкогольным кагором и кормил своим мёдом. Одурев от такого обилия углеводов и впечатлений мы выкатились из его дома, ввалились в свою машину и, наконец, заселились в гостиницу.

Сегодня было много разговоров о Карабахе… Много боли и горя. Но самым впечатляющим для меня было известие о том, что этот самый батюшка Тер Вартанез (отец Вартанез), когда пришла в страну война, снял сутану, «свистнул пацанам», взял в руки броник, каску, оружие и пошёл со своим отрядом защищать свою страну.

Вообще он здесь пользуется большим уважением. В его храм хочется приходить снова и снова (сам храм был построен в 4 веке, потом разрушен землетрясением, в 5м веке собран заново, в 6м достроен, много подвергался набегам мусульман, но выстоял. Это мой самый любимы и светлый храм в Армении. Да что уж там в Армении, в мире. Я всегда о нем вспоминаю и всегда сюда приезжаю. Волшебное место!

Монастырь Кобайр.
Я решила рассказать об этом месте отдельно. Сюда нужно свернуть с дороги и пройти пешком. Как и многие храмы в этом районе, близком к Грузии, здесь есть фрески на стенах. Монастырь полуразрушен, сейчас идут восстановительные работы. Но внутри сохранилась внушительная часть росписи по стенам. Невероятно, как всё  это продолжает стоять, и время невластно над этими иконами и ликами. Дорога сюда несложная. Если будете проезжать мимо — не проезжайте. Дойдите до этого монастыря.

7. Севан, Норатус, Айраванк.

Дальше мы двинулись в сторону озера Севан и его достопримечательностей. Сколько ни была в Армении, столько не доводилось поесть настоящего хаша. А всё потому, что блюдо это зимнее. В тёплое время года его не готовят из-за очень высокой жирности. Но нам удалось его найти на Севане. Мы не стали заезжать в Севанаванк. Мне там категорически не нравится. Всё время толпы туристов и всё время нехорошие люди мошеннического вида пытаются «кинуть туристов на деньги», втюхивая им то билеты, то свечки. Поэтому мы поехали сразу до Айраванка и Норатуса.

Конечно, фраза «пойдем погуляем на кладбище» звучит странно, если не дико. Но когда это кладбище – десятивековой некрополь с уникальными камнями и надписями, да к тому же одна из ведущих достопримечательностей Армении, то почему бы по нему и не погулять?

Не то, чтобы искали специально, но не смогли найти ни одного одинакового хачкара.

В тот день мы посмотрели Норатус, Айраванк, крепость Бердунк и древний караван-сарай времён шелкового пути.

Карван-сарай находится сразу за перевалом по дороге от Севана в сторону долины реки Арарат. И стоит он в очень красивом месте, где в хорошую погоду открываются просто великолепные виды.

8. Арени, Норванк, Джермук.

В долине реки Арарат мы не могли проехать мимо Арени — столицы виноделия и самогоноварения.
Место это мной уже облюбовано давно. Здесь несколько древних храмов и крепостей, например, знаменитый Нораванк, и, конечно же, здесь проходит дорога в сторону Татевского монастыря, Джермука и Хндзореска. Но обо всём по порядку. Сначала были Нораванк и Джермук.
Я не могла не прокатить свою подругу по старой джермукской дороге. Место очень экстремальное из-за постоянных обвалов. Но кроме как здесь, к следующему монастырю (Гндеванк) никак не проехать.

Мы остановились на перекус недалеко от Нораванка, в полюбившейся мне кафешке. Испили вина, самогончика, набрали с собой разных вкусов. Из груши, и персика, и абрикоса, и, конечно же, арцаховки — кизиловой водки. Самой вкусной. 11 лет назад у нас уже был печальный опыт общения с этим напитком, поэтому мы были уже подготовлены и умели отказываться от любезных предложений продегустировать весь погребок. В этот раз нам удалось уйти живыми.

Джермук расположен высоко в горах, здесь свой микроклимат и погода. И в этот раз нам «несказанно повезло» ощутить все прелести горных селений.
Началась гроза, свет отключили, а от света работает и газовая колонка в квартире. Соответственно, все остались не только без электричества, но и без горячей воды. И вот тут мой ребёнок научился говорить слово «электричество». Уж очень большое впечатление на трехлетнего парня произвела гроза с отключение электроэнергии.

Следующий день планировался как день отдыха.
Джермук — это общеармянская бальнеологическая лечебница, а зимой ещё и горнолыжный курорт. И мы решили в этот день сходить в какой-нибудь бассейн с каким-нибудь массажем. Но и главная джермукская достопримечательность – водопад – не осталась без внимания.

9. Караундж, Воротнаванк, Шакинский водопад.

Краундж — это армянский Стоунхендж. Обсерватория древних времен, где под определённым углом в камнях проверчены дырочки. Через них смотрели, как движутся светила, вычисляли время, времена года и вели календарь. Место силы, как говорят некоторые. В позапрошлом году у нас тут был инцидент с какой-то, как потом выяснилось, сумасшедшей из «битвы экстрасенсов», которая верещала, что тут ходить нельзя, ребенка водить нельзя и вообще она тут энергией заряжается. Я не знаю, на счёт энергии, но место красивое и интересное, а чокнутых везде навалом.

Река Воротан и Шакинский водопад находятся недалеко от Караунджа и города Сисиан. Шакинский водопад иногда «отключают» плотиной выше по течению, но в тот день нам повезло, и мы, наконец-то его увидели.

Здесь же, неподалёку есть самый мой любимый монастырь, после Одзуна — Воротнавак. Он такой же древний, как Татевский. И такой же значимый, здесь была тоже семинария и большая библиотека. Но, почему-то, этот монастырь-крепость очень безлюден. сколько раз я здесь была, столько гуляла по территории одна. Это очень здорово! Тишина, красота!!!

А ещё здесь живёт ну очень много крупных разноцветных ящериц, похожих на маленьких варанчиков. А в реке водится некрупная форель. Через реку перекинут старинный мост, тоже очень интересное место.

10. Татевский монастырь, Хндзореск.

Татевский монастырь — один из старейших и крупнейших в Армении. Помимо того, что он расположен высоко в горах в безумно красивой местности, причём в любую погоду, этот монастырь был крупнейшим образовательным центром древней Армении, здесь была огромная библиотека.

К Татевскому монастырю ходит канатная дорога – «Крылья Татева». Подруга моя была отправлена в полёт, а я поехала на машине. Дорога — крутейший серпантин. Но оооооочень живописная.

Пещерный город Хндзореск без тумана смотрится совсем иначе… и мост этот кажется вполне обычным подвесным мостом, не то, что два года назад.
Для сравнения фото моста из прошлой поездки. Подруга моя отказалась идти вниз по ступенькам, справделиво осознав всю тяжесть обратного подъёма. К слову сказать, там можно спокойно взять машину и местные жители за небольшую плату отвезут вас вниз.

В солнечный пригожий денек даже пещерный быт людей кажется не таким мрачным. А ведь всего каких-то 60 лет назад здесь жили люди.

Сегодня местные жители, родившиеся в этом пещерном селе, с удовольствием водят здесь экскурсии.

11. Возвращение в Ереван, Хор Вирап, Звартноц.

После Татевского монастыря у нас осталась пара свободных дней на Ереван. Конечно, на обратном пути мы снова заехали в Хор Вирап.

Ну и древнейших языческий храм в Армении — Звартноц, по названию которого именуется и Ереванский аэропорт.

Конечно, мы заезжали и в наследия ЮНЕСКО — храмы святых Гаянэ и Рипсиме, и много ещё чего видела в Ереване, но, я уверена, что если я снова приеду в Армению, то, наверняка, найдётся много того, что я ещё не посмотрела. А значит, до новых встреч, любимая Армения!