Славянские Балканы

Изначально балканское путешествие как таковое мы не планировали. Хотелось в Хорватию. Но как-то не заладилось с арендой машины в Хорватии, проживанием и тем более перелётом до нее.

Черногория Protravellife
В общем, проанализировав все «За» и «Против», было принято решение лететь задешево в Белград, там брать машину и ехать через Боснию в Хорватию, оттуда в Черногорию на море.
В результате посещены были Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и даже немного Албания!

Нитка маршрута:
Белград — Добой — Сплит — Шибеник — КРКА — Трогир — Дубровник — Херцег Нови — Будва — Бар — Шкодер — Улцинь — Мостар — Сараево — Ужице — Голубац — Рам — Смедерево — Белград

1. Белград.

Белград встретил мягкой тёплой погодой, я взяла машину в прокат в аэропорту и поехала заселяться в гостиницу в центре города. Сербия по планам оставалась на финал путешествия. Завтра нам предстояло ехать в Боснию. И вроде бы, что сложного? доехать до гостиницы и заселиться, но не без приключений (должна заметить, это было первое и единственно серьёзно приключение за всю эту длинную поездку). Так вот, приехав в центр Белграда, начиная выгружать вещи и ребёнка из машины, я торжественно уронила ключи от этой самой машины… Как вы думаете, куда? Правильно, в люк канализации. И на моё счастье, этот люк оказался скорее декоративным, нежели настоящим. Поэтому, увидев моё лицо, администратор гостиницы быстро отправил меня заселяться, а ключи как-то достал и принёс в номер через 15 минут. Великий человек…

Мы легли спать, а утром отправились в путешествие.
Дороги в Сербии прекрасные. Страна красивая, богата на достопримечательности. И крепости, и старинные деревни, и природа.

2. Босния и Герцеговина, день 1 и 2.

Удивительно, конечно, как в восточной православной европе вдруг сохранилось мусульманское государство. Древние крепости совсем не мусульманской архитектуры соседствуют с мечетями.

Страна очень красивая. Куди ни посмотришь — везде горы, крепости, старинные улочки.

Оба дня мы путешествовали по крепостям и старинным городам-крепостям. На границе в Хорватией, примерно в районе КРКА наблюдали почти такие же водопады, как и в известном нац.парке.

При пересечении границы с Боснией почему-то постоянно спрашивали свидетельство о рождении ребенка. Начинало немного злить. Я, конечно, понимаю, что у них тоже кириллица, но с какого, извините, перепуга, я обязана показывать им свидетельство о рождении ребенка, когда основной документ для них — загранпаспорт. Или просто хотели докопаться вопросом: «чем докажешь, что это твой ребёнок», или я не знаю, чем это всё можно было объяснить.

3. Хорватия.

И вот, наконец-то мы доехали до страны, в которую я так долго мечтала попасть. Правду говорят, Хорватия — это восточноевропейская Италия. И цены тут такие же… По сравнению с Боснией и Сербией — реально дорого.

А всё потому, что сюда на ракете на выходные ездят отдохнуть итальянцы. В портовых городах очень много вывесок на итальянском. Цены в евро и кунах. И одни сплошные итальянские пиццерии, закусочные и кафе lavazzo.
Но всё это не отменяет безумной красоты хорватских городов.
Улочки столь же узкие, что в Италии. И рельеф весьма и весьма разнообразен в городе. Ко многим гостиницам туристам приходится тащить чемоданы вручную, потому как транспорт туда не может пройти. Или высокие ступени, или очень узкий проезд. Видела, как несчастные туристки волокли за собой чемоданы тяжеленные, а таксист дожидался их наверху на дороге.

Да, конечно, Хорватские города безумно красивы. Но основная мечта моя была увидеть и искупаться в том самом водопаде в Хорватском КРКА. Туда надо ехать на целый день. Туристов, конечно, очень много, но красота безумная. А вокруг самой территории водопадов есть достаточно длинная экотропа. Она даёт возможность осмотреть систему водопадов со всех сторон.

Парковки почти везде платные. Штрафы за неправильную парковку безумные. А ещё не очень прозрачная система дорожных знаков. Так, в результате, я схватила в Сплите штраф. Знак стоял, что в определённое время парковаться нельзя, и я была там не в это время. А потом увидела под стеклом штрафную бумажку, и выяснилось, что это парковка только для резидентов. И нигде этого не написано, это мне потом в гостинице показали карту, где парковка только для резидентов. Прямо у стен крепости. К слову, платить я этот штраф не стала. Да, очень некрасиво, но в данном случае простительно. Машина с Сербскими номерами, а штраф схвачен в Хорватии. А поскольку Хорватия и Сербия — это не единое шенгенское пространство, то обмена штрафной базой у этих стран нет. Я переживала, что могут задержать на границе, но обошлось.

После КРКА мы двинулись в Шибеник. Затем в Сплит, Трогир и далее в сторону Черногории.

Как я говорила в самом начале, Черногория не была основной целью. Я хотела доехать до Хорватии, покататься по ней немного и остановиться на морской отдых там же. Но когда начала узнавать цены на гостиницы в прибрежных городах хорватии, поняла, что ценник просто неадекватный. Прогуглила цены в Боснии и Черногории… В результате победила Черногория с отрывом чуть ли не в 10 раз по уровню цен на гостиницы, апартаменты и гостевые дома у моря.

4. Неделя в Черногории.

У Боснии и Герцеговины очень непродолжительный выход к морю между Хорватией и Черногорией. И на этом участке дороги пограничный контроль достаточно упрощён, чтобы не собирать огромную пробку, хотя, периодически это там случается.

Весь отдых в Черногории у нас был построен по схеме: полдня на море – полдня в крепостях и замках. Ребенок уставал долго торчать на море и после раннего обеда почти каждый день мы куда-нибудь ездили. Я очень рада, что мы всё-таки попали в Черногорию. Это очень красивая страна. Стоило только отъехать в сторону столицы, как мы увидели те самые пейзажи, за которые страна была так названа.

Подгорица – небольшой город недалеко от побережья. Но по дороге к нему есть несколько крепостей, огромное озеро – национальный парк и те самые горы. Мы заехали в одну из крепостей на вершине холмов  и были поражены этой красотой. На фоне неба горы действительно казались чёрными.

Отдельного внимания заслуживает поездка в Котор и подъём на вершину крепости в нём.

Подъём сложный, особенно в жаркую погоду. Запаситесь водой. на территории крепости её можно купить только на самом верху у предприимчивых местных и по стоимости эта бутылочка воды будет сравнима с ценой билета на самолёт до Москвы. Но виды оттуда открываются фантастические.

5. Один день в Албании

Получилось так, что у нас возник совершенно свободный, ничем не занятый день. И мы решили рвануть в соседнюю Албанию.

Ближайшая к границе с Черногорией крепость – в городе Шкодер. Крепость стоит над красивейшим разливом реки. Вообще дорога до неё очень живописная.

Конечно, на контрасте с Черногорией и особенно Хорватией Албания – очень бедная страна. Дороги плохие, обочины разбитые. Дети  одеты плохо, неопрятно. В общем, мне Албания напомнила нашу российскую глубинку. Типа деревень Тверской области. В каких-то отзывах читала, что неадекватные дети вдоль дорог могут начать закидывать машину камнями. Не знаю, не видела таких детей. Всё достаточно спокойно, но, конечно, оставлять сумку без присмотра не рекомендуется.

Граница проходится достаточно быстро. Если бы у нас было побольше времени, мы изучили бы Албанию плотнее. Но так получилось, что мы поехали туда одним днём с обязательным закатным купанием в море. В следующий раз я обязательно уделю этой интересной стране больше времени. Там есть, на что взглянуть.

6. Обратная дорога через Сербию.

Итак, мы от души накупались в море, насмотрелись крепостей. Пришла пора и в обратный путь. Но Сербия оставалась на закуску. В последние 2 дня путешествия мы прокатились по красивым этническим деревням и увидели несколько средневековых крепостей.

Балканский полуостров – регион горный. И в зимнее время здесь легко могут закрываться перевалы. О чём периодически напоминают дорожные знаки. Но и в летний период дорога полна сюрпризов и серпантинов. Так что будьте внимательны и обязательно закладывайте на дорогу дополнительное время из расчёта на серпантин.

Кухня Сербии, между прочим, одна из вкуснейших в Восточной европе. Если приедете сюда, вы просто обязаны попробовать, как они запекают рыбу…

Вернувшись в Белград, мы переночевали, как обычно, сдали машину, и сели в самолёт до Москвы. Накануне отъезда, наконец-то прогулялись по старому центру Белграда. Уже без происшествий с ключами. Накупили сувениров в виде ракии и посуды, из которой её пьют. К этому моменту в наших чемоданах уже лежали сувениры из других стран. В том числе и морские губки из Хорватии вперемешку с лавандовыми подушками и маслом.

Славянские Балканы – очень доброжелательный регион. Отдых приятный и доступный по ценам. А самое главное – места очень богаты на красивейшие природные и исторические достопримечательности. С удовольствием вернёмся как-нибудь снова. Нам очень понравилось.