На безрыбьи и щука – омуль

В условиях закрытых границ было решено сгонять на Байкал. Тем более, что в первую поездку как-то с погодой не задалось.
 
Непременно хотелось уделить побольше времени Кругобайкальской железной дороге, с подробным осмотром её галерей и тоннелей. Но ценник на туристический поезд не просто пугал, а поверг в дикий шок. За день поездки по КБЖД с редкими остановками в двух местах на полчаса в непонятном полувагоне-ресторане от 5 до 7 т.р. — редкая дикость. На которую с удовольствием велись китайцы. По рассказам местных раньше этот поезд назывался «семивагонкой». И все эти вагоны были до отказа забиты китайцами. А сейчас ходит один вагон, прицепленный задом наперед к «старинному» локомотиву. Зато ценник зашкаливает.
 
Байкал Protravellife
В общем, решение, что этот поезд — не наш метод пришло сразу. Поиски во всемирной паутине привели к наличию местной «Матани» — электричке для жителей той самой КБЖД, которая ходит каждый день, но расписание у нее не самое удобное. Однако в одну сторону оно все-таки подходит.
 Чтобы попасть на Матаню, нужно добраться до Слюдянки на электричке из Иркутска. Утренняя электричка как раз приходит за полчаса до отправления Матани.
 Итак, мы приехали  Слюдянку, погуляли там некоторое время, прикупив сразу шишку свежего сбора и пару копченых омулей.
 С омулем ситуация следующая:
Его лов запрещен совсем в Иркутской области. Совсем от слова «АБСОЛЮТНО», но на прилавках он лежит. Потому что со стороны Бурятии его можно ловить. Есть квоты для малых народностей. Поэтому весь омуль на Байкале в Слюдянке, Листвянке, Хужире — либо привозной из Бурятии, а значит, очень несвежий, либо браконьерский, и сразу пропадает с прилавков, как только кто-то громко говорит всуе слово «рыбнадзор». Как случилось у нас позже в Хужире.
 

Нитка маршрута:
Иркутск — Слюдянка — Шарыжалгай — Листвянка — Хужир — Сарма — Иркутск

КБЖД.

Итак, Слюдянка.
Мы погуляли, дождались Матани. Это оказался двухвагонный поезд с плацкартными НОВЕЙШИМИ вагонами. Проводники ходят и прямо там принимают оплату (только наличкой, ибо интернет на КБЖД не работает вообще. От слова совсем. Мобильная связь работает очень плохо и только у Теле2.  Первая остановка у нас была в Шарыжалгае.
 
Шарыжалгай.
Гостиницу, а точнее турбазу я забронировала заранее через турфирму. Потому как на букинге никого нет, интернета нет и телефонов найти не удалось. но теперь они у меня есть, так что пользуйтесь, друзья! По этим телефонам можно забронировать места в Шумихе и Шарыжалгае. Эти турбазы не совсем турбазы.  Официально они принадлежат РЖД и именуются санаториями и спортивно-оздоровительными базами для сотрудников РЖД, или чем-то вроде этого. А значит на букинге и прочих гостиничных сервисах их размещать запрещено.
 Первая турбаза выполнена в стиле железнодорожной станции. И номера — в настоящих вагонах. В номерах купе класса люкс. На территории есть даже бассейн! А в водах Байкала болтаются поплавки — нерпы. Местные на них злятся. И так, говорят, рыбы нет, а ещё эти паразиты живут по принципу «шо не зъим, то пинадкусываю». Обгрызают рыбу в снастях прямо.
 
Весь следующий день мы гуляли по железке, осматривая тоннели, берега и байкальские красоты. Вечером следующего дня сели на ту же Матаню и поехали в Шумиху. Если в Шарыжалгае интернет ловился хоть как-то, то в Шумихе никак.
 
Шумиха.
На станции Шумиха, расположена та самая знаменитая итальянская стенка. Гуляя по тоннелям в разные стороны, мы набрали маслят и сыроежек. Вечером их торжественно обжарили и слопали. Раньше по КБЖД ходил поезд-магазин.  Но теперь из-за санитарных норм его почему-то отменили. Вот и вынуждены местные жители за продуктами в Слюдянку ездить (а поезд «туда» идёт в издевательские 4-5 утра, в зависимости от станции). Обратно расписание рассчитано так, чтобы успеть на последний паром из Порта Байкал в Листвянку.
 

Нагулявшись вдоволь по тоннелям и даже половив рыбу (и не поймав ни одной), мы вечером через в два дня двинулись в Листвянку. Сели на паром в Порте Байкал и заселились в гестхаус. Вечером пошли гулять по набережной. Как же здорово гулять без толпы китайцев.

Ольхон.

Дорога на Ольхон оказалась дольше и длиннее, чем я думала. Во-первых Ольхон Экспресс, через который я покупала билеты, оказался типичной для Азии перевозной компанией, которая в лучших традициях водит народ с 10-ю пересадками. То есть покупаешь ты такая билет «Ольхон-Хужир», а приозтят тебя в Иркутск, там еще пару часов маринуют в ожидании другого автобуса, потом везут до МРС, где пересаживают на паром, а потом в ещё один автобус. И ели ты с вещами, то ровно так же, как в Тайланде, Камбодже, Китае или Вьетнаме, будешь прыгать по перекладным со всеми рюкзаками, чемоданами, детьми и т.п. И это ужасно! Единственный плюс — в Хужире тебя довозят прямо до гостиницы.
 Когда мы, наконец, добрались до Хужира, заселились в гостевой дом и пошли гулять, то застали тот непередаваемо красивый вид, за которым, собственно и ехали.
 
Каждый вечер мы ходили смотреть на закат. спасибо погоде. Взяли несколько водных экскурсий, одна из которых была рыбалка. На которой мы не поймали за 8 часов ровным счетом ничего.
 На другой день мы поехали на экскурсию по Малому морю, островам и рыбалкой на Щучьем озере. Ну как озере — луже. И если ты не взял с собой ничего для рыбалки, то там тебе её никто не обеспечит. Организаторы работают паршиво. Я купила экскурсию на двоих с ребенком. Все согласовала.
Потом выяснилось, что нам нет места в лодке. Потому что наша лодка сломалась. Всё может быть, я понимаю, но когда, мальчик из турбюро продавал мне эту экскурсию, о том, что лодка сломана уже было известно. Мальчик долго врал мне по телефону, что он пытался до меня дозвониться, что он не знал и т.п. Неприятно очень было. Нас всё-таки посадили в другую лодку, но осадочек остался.
 
На щучьей луже мы поймали два маленьких щурёнка. Ну хоть что-то…
 Гуляли с ребенком по белоснежному пляжу, по сосновым лесам, собирали снова грибочки. Жарили их, заедали ухой из щурят, ходили в позную, а самое главное — наслаждались свежим согудаем из хариуса. Или омуля?… кто его там разберет!
 В один из дней взяли в прокат велосипед и поехала кататься по острову. Но, то ли я была не в форме, то ли остров  — 40 км дались мне непросто… Но зато красота непередаваемая.
 

Немного про Ольхон и Хужир.

так на острове несколько поселков и деревень. Самый крупный — Хужир.
А теперь внимание! Но острове НЕТ БАНКОМАТОВ, но народ активно пользуется он-лайн переводами через Сбер. То есть если вы без Сбера — берите только нал.
В Хужире есть только маленькая больничка. Аптеку я видела только одну. Так что, делайте выводы…
Букинг активно развивается. Ищите варианты с входящим в стоимость горячим душем, как, например, наша гостишка. Берег Надежды. Тут ещё и завтрак включен. Но кухня убогая… один чайник и одна плитка на всех.
Куча магазинов и кафе (в отличие от того, что было 12 лет назад).
Экскурсии поменялись. На Чивыркуй и Ушканьи острова почти никто не возит, или бери всю лодку (55-70т.р.)
В остальном все как везде.
 Вот прям «хотел Калифорния!» Пардоньте, Европа! Пардон, ГРАНД хотел!
 
так на острове несколько поселков и деревень. Самый крупный — Хужир.
А теперь внимание! Но острове НЕТ БАНКОМАТОВ, но народ активно пользуется он-лайн переводами через Сбер. То есть если вы без Сбера — берите только нал.
В Хужире есть только маленькая больничка. Аптеку я видела только одну. Так что, делайте выводы…
Букинг активно развивается. Ищите варианты с входящим в стоимость горячим душем, как, например, наша гостишка. Берег Надежды. Тут ещё и завтрак включен. Но кухня убогая… один чайник и одна плитка на всех.
Куча магазинов и кафе (в отличие от того, что было 12 лет назад).
Экскурсии поменялись. На Чивыркуй и Ушканьи острова почти никто не возит, или бери всю лодку (55-70т.р.)
В остальном все как везде.
 Вот прям «хотел Калифорния!» Пардоньте, Европа! Пардон, ГРАНД хотел!
 

И к оленям съездили. Классное ощущение кормить оленей и обниматься с ними тоже. Мы с ребенком, как и все остальные в автобусе, были в восторге.

Продукты лучше привезти с собой. Здесь остров. Все намного дороже. От картошки до мороженого. Деревня разрослась. Куча новостроек (в смысле турбаз). Но есть и аутентик.
Медведей на острове НЕТ. И прочих хищников тоже. Деревья есть, пляжи и красОты в изобилии.
 

Малое Море.

Как выяснилось, добраться до Малого моря из Хужира не так-то и просто. Нужно «ловить места» в местной маршрутке. А на другую маршрутку вас посадят только с билетами до Иркутска. то есть вместо 300р. вам нужно заплатить 1400. Пришлось испытывать судьбу и влезать в местный транспорт.
 С противоположной стороны нас встретил сын хозяина забронированного отеля и отвез в гестхаус.
И настолько там здорово оказалось, настолько аутентично, что прям класс!
Двор поразил своей милотой, очень прям мне тут понравилось. Сейчас жалею, что здесь немного дней запланировала. Надо было наоборот. 4 дня на Ольхоне и неделю тут.
 Вечером того же дня пошли гулять по местным красотам, наткнулись на кусты с красной смородиной. А хозяева угостили нас ухой из омуля. Я не стала спрашивать, где он его взял… было очень вкусно!
 
На другой день захотелось мне пособирать кедровых шишек, оказалось, что как раз начало сбора. И мы потопали с сыном ни куда-нибудь, а на сопку, где, по словам хозяина, были кедровые сосны. Сосен мы там не нашли. Точнее шишек мы там не нашли. Зато нашли белые грузди и рыжики. Вечером солила эту красоту.
 А на следующий день пошли гулять в другую сторону и тут уж я отвела душу и за рыбалку, и за орехи… Итого 8 литров солёных рыжиков.
 После Малого моря мы вернулись в Иркутск, откуда улетали в Москву. Там через Авито нашли ребят, у которых закупили свежий кедровый орех и шишки на сувениры.
 

Послесловие.

Итак, наше пребывание на Байкале подошло к концу. Для меня это третий раз, для сына — первый.
Когда он сюда попадет в следующий раз — не знаю, но, наверное уже много старше. Ибо есть ещё в мечтах Камчатка, Алтай и летний Кольский…
Что хочу сказать:
1. С погодой повезло.
2. С размещением и транспортом все сложилось без относительных эксцессов. Могло быть хуже…
3. За 12 лет, что я здесь не была, много, очень многое изменилось, особенно на Ольхоне.
4. По сравнению с четырьмя годами ранее, в Листвянке (видимо из-за закрытых границ) исчезли все вывески на китайском. (И это меня несказанно радует!)
 
5. Те, кто верят социальной рекламе про рыбалку на Байкале, знайте:
Во-первых, рыбалку сейчас везде почти запретили. Лицензии нет ни у кого и местные, которые предлагают услуги рыбалки, — браконьеры.
Во-вторых, рыбы в Байкале сейчас реально мало. Беда — прилетевший из Китая баклан, нещадно выжирающий всю рыбу. Стрелять его нельзя, потому что заповедник, поэтому стреляют в воздух, не давая высиживать яйца, но толку немного, он все равно находит дикие места для гнездования.
В-третьих, продают её сейчас крайне мало. Из-за всех этих факторов.
Ну и Рыбнадзор не спит…
Байкал — ты прекрасен!