Египет коронавирусной зимой

Египет. Это слово у всех русских туристов ассоциируется только с одним: пляжный отдых, олинклюзив, пирамиды и приставучие египтяне.

Да, увы, туриндустрия совсем почти не обращает внимания на весь остальной Египет. Только Хургада и Шарм.
А ведь долина реки Нил — это территория одной из величайших и древнейших цивилизаций.

Гиза Египет Protravellife

Мы пляжный отдых уважаем, но не настолько, чтобы только им и заниматься. Поэтому в условиях, когда мир впал в пандемийную истерику, а открыто для туристов было не так много стран, мы решили поехать в Египет. Сами. Как обычно, без гидов, турфирм и прочих радостей организованного отдыха.

Прямые перелеты были только в Каир. С него мы и начали наше путешествие.

Нитка маршрута:
Каир — Александрия — Луксор — Эдфу — Асуан — Ком Омбо — Абу Симбел — Хургада — Каир

День 1. Гиза и Саккара.

О чем хочу сразу сказать, так о том, что ОЧЕНЬ жалею, что оставила на Каир лишь три дня. Этого катастрофически мало. Неделя. Не меньше.

— В среду лекция! «Нью-Йорк — город контрастов!»
— Но я не был в Нью-Йорке!
— А где же вы были?
— Я был(а) в Бангкоке, Париже, Пном Пене, Каире…
— Пожалуйста, Каир — город контрастов! Объявление перепишем…

Каир на самом деле — город контрастов.
Вечерние улицы Каира — это нечто! Причем Индия покуривает. Есть одно важное наблюдение! Оказывается, если надеть на голову платок, то пристают на улицах с разного рода воплями в разы меньше, а периодически даже дают цену сразу пониже.
Сначала мы были в Саккаре и Гизе, а потом уже в Каире.

Прилетели мы поздно. А с утра сразу в бой. То есть к пирамидам.
Обычно, насколько я помню, туристов всегда возят в Гизу и немного по Каиру.

Каир Египет Protravellife
Мы же располагали немного бОльшим временем. И обязательно хотели в Саккару. Это чуть дальше Гизы, но НАМНОГО интереснее! Это не такие глобальные, но самые древние пирамиды, а внутри гробниц уникальные цветные фрески с египетскими сюжетами и письменностью.Саккара, как и следовало ожидать от не затоптанной туристами местности, мне понравилась много больше, чем Гиза.

Но и сама Гизу мы сделали интересной… Лошадки всегда интересно. Денег, конечно, мы потратили слишком много на это, ну да ладно, один раз живем. После мы катались три часа на верблюде за цену втрое меньше, чем эта часовая экскурсия на лошадке. Но зато воспоминания на всю жизнь!

День 2. Каир, Коптский квартал и старый центр.

Кто бы мог подумать, не смотря на весь этот хаос, пылищу и местами грязищу. Обезьяна (я), как в том анекдоте… Не  может определиться, то ли она умная, то ли красивая…
Она хочет посвятить целый день рынку в старом Каире или цитадели с мечетями?. Она не может выбрать. Она мельком глянула оба района вечером и поняла, что на них надо ну полноценный световой день.на каждый. А дебет с кредитом не сходится. Ведь День остался всего один.

И это я ещё не ходила в Каирский музей!!!
На него просто пару отдельных дней нужно!
Да что там, народ некоторый покупает музейную карту Каира и пять дней ходят в Каирский музей. Как в Эрмитаж.
Придется снова ехать!

А ещё мы видели коптский квартал с музеем и Ниломер. И нам очень понравилось. Техническая мысль у древних египтян была развита очень сильно. Кто бы мог сейчас без современных инструментов, электричества и прочих благ цивилизации построить многоуровневое подземное сооружение, позволяющее предсказать, каков будет урожай в этом году? И ведь, по словам историков, не ошибались. Что давало правящей династии возможность избежать голода.

Рынок и цитадель. На них надо отводить отдельный день, целиком. Здесь непочатый край для прогулок.

День 3. Александрия.

На следующий день мы сели в поезд и поехали одним днём в Александрию.
Александрия, стёртые ноги и неожиданная любовь ребенка к музеям с ихтиофауной. На набережной стоит форт, а в нем музей. Так себе музей, воблы сушеные, морские ежи. Но мой сын прямо прилип к этим стендам. Пришлось идти.

Все города в Египте, видимо, — города контрастов. Такой богатый на древние памятники город (Катакомбы Ком Эль Шукафа, библиотека, колонна Птолемея) оказался самым грязным городом Египта, встретившимся нам в путешествии. Кошмар, правда. Всюду мусор, стоки. Но посмотреть очень хотелось. Здесь Нил впадает в Средиземное море. Отсюда против течения мы поехали поездами на юг страны.

Погуляв до вечера по Александрии, мы решили вернуться в Каир на автобусе. Билеты я купила ещё из России. У меня на сайте в разделе ИНФО можно найти ресурсы, через которые я покупаю билеты на разный транспорт в разных странах.

День 4. Луксор, правый берег «живых».

Преследует одна мысль: «как жаль, что это не Тай! И вместо массажа здесь бесконечные «иджипт Феррари!», А именно повозки с измученным лошадьми, на которых без слез не взглянешь. Ноги у меня болят! Не смотря на все 2 месяца интенсивного спорта в зале после сдачи ребёнка в сад.

Здесь ощутимо теплее Каира и тем более Александрии.
Хоть погреемся что ли! Ощущение грандиозности строений без всяческого электричества с несколько тысячелетней историей — это непередаваемо.

День 5. Луксор, левый берег «мёртвых».

На Луксор нужно оставлять три дня. Есть отдельная музейная карта Луксора. Также на берегу мертвых можно купить базовый билет в несколько усыпальниц и докупить остальное по выбору. Но на берег мертвых нужно 2 дня. Иначе это будет поверхностно и не досмотрено.

Если коротко, то интересно и здорово. И понравилось.
Теперь подробности:
1. Египтяне любят бакшиш — это ни для кого не секрет. Поэтому даже на купленных билетах они пытаются заработать.
Например, покупаешь ты билеты в 6 гробниц в долине Царей. Выбираешь те, что хочешь посмотреть, и в какой-то момент понимаешь, что некоторые закрыты. На вопрос, мол, как так, тебе говорят, что один охранник на три гробницы. Счас откроет. И начинается… «Я вам позвал охранника, дай бакшиш. Я вам открыл гробницу — (за которую и так заплачено на входе) дай бакшиш.» Конечно, посылаются. Но сам факт…

В некоторых местах интересные фрески перетянуты верёвочкой и закрыты дверцей. За них — бакшиш. Но сегодня был не их день… Мы устроили митинг с ещё несколькими возмущенными иностранцами. К нам присоединился даже местный гид с пятью женщинами арабской наружности. Одна немка на хорошем английском и этот гид на ещё более хорошем, как я полагаю, арабском доступно объяснили служителям кто такой Хуан и как с ним связаться. Пригрозили жалобой в администрацию, и нам сразу все открыли!
К слову сказать, может, оно и некрасиво, но из-за забывчивости смотрителей продырявить нам билетик во время попрошайничества бакшиша, мы посмотрели на 2 гробницы больше. А не будут попрошайничать!

Помимо основных гробниц мы попросили нашего водителя отвезти нас в гробницу Сети 1, где фотографировать как бы нельзя… Но если очень хочется, то можно. И там, вот на самом деле, очень и очень здорово. Гробница малюсенькая, но настолько хорошо сохранилась и не похожа на другие, что прям, ах!  И в храм Аминхотепа. Везде вроде и одинаково, но в то же время по-разному.
А самое главное мы заметили, что народу практически нет! Свобода! Можно гулять, наслаждаться и фотографировать без толп!
Ещё можно в мальчиках измерять высоту колонн. Мальчик — ровно метр.

День 6. Эдфу.

Противоречивые ощущения.
Храм Гора (Хора), само собой, потрясающий. Ну не может не быть второй по величине и первый по сохранности древнеегипетский храм не потрясающим!

Сам городок Эдфу воплотил в себе весь ненавязчивый египетский сервис.

Во-первых, на вокзале НЕТ камеры хранения, поэтому в храм пришлось переться огородами с чемоданами.
Во-вторых, без съёма номера в отеле ты не можешь там оставить свой скарб даже за деньги.

Ну и в-третьих, «скромные» водилы оказались совсем не скромны, поэтому за меня торговались полицейские )))))

Храм — торжество красоты, слов нет. Очень здорово!

День 8. Асуан.

Очень приятный город. Ну, конечно, если не отходить далеко от набережной и островов. Вглубь заходить как-то нет необходимости.
Мы живём на острове Элефантин. За 25 рублей сюда ходит общественный паром. Наш отель — оазис чистоты и цивилизации. Вообще сложилось впечатление, что нубийцы намного более чистоплотны, чем арабы-египтяне.
В отеле живёт собачка Бобби. Они с мальчиком нашли друг друга…

В день приезда мы заселились. Для этого пришлось переправляться на общественном транспорте на противоположный берег. Мы отдыхали и гуляли по острову.

Нил. Про него надо рассказать отдельно. В моих представлениях это была река грязно-серого цвета, в которой должны кишить крокодилы. На поверку это оказалась одна из самых живописных рек, что я видела в жизни. А видела я уже немало. Закаты на Ниле непередаваемы. Немного фотографий могут лишь отчасти рассказать, насколько там красиво. И вода! Вода чистейшая и прозрачная.

День 9. Остров Филе и его город.

Утром мы поехали на остров Филе. После строительства Асуанской дамбы стало понятно, что часть островов и храмов на них уйдет под воду. Поэтому египтяне приняли решение сначала разобрать (благо в древнем Египте всё строили без гвоздей и цемента,) перенести на другие острова, а потом бережно собрать, как оно и было.

Вот один из таких храмов мы и смотрели. Очень все это красиво, знаете ли! На стенах корябалки «здесь был Вася» восемнадцатого века, принадлежащие армии Наполеона.

А потом мы катались на верблюде по другому берегу Нила. В Нубийской долине. И смотрели очередные гробницы фараонов. Где, кстати, коптская церковь немного сохранилась. Смотрели на вечерний Нил и пытались разобраться, чьё амбре сильнее: нубийца или верблюда… Сдается мне, что нубиец побеждал.

День 9. Ком Омбо.

Из Асуана мы решили съездить на поезде неподалёку в очень интересный храм Ком Омбо. Симпатичный небольшой храм.

Знаменитый помимо своей древности ещё и свидетельством высокого уровня медицины в Древнем Египте.

Сложно себе представить, что когда некоторые народности добывали из камушков огонь и гонялись с копьями за дикими козлами, египтяне (да и не только они) уже во всю оперировали людей, строили «без единого гвоздя» огромные храмы и прогнозировали урожайность следующего года не по соломинкам и облакам в день сурка, а по вполне себе высокотехнологичным строениям — Ниломерам. Которые показывали уровень разлива реки, а соответственно увлажнения долины и, как следствие, урожайности.

И, кстати, как я поняла, эти строения вышли из употребления только с момента строительства Асуанской плотины. А до первой половины прошлого века вполне себе исправно служили на благо!

День 10. Асуан. Элефантин.

Наш остров, где мы жили, Элефантин.
Не смотря на его символические размеры, на нем умещается древняя крепость, храмы, нубийская деревня и куча красивых мест.
Чем не Карелия? Правильно, не Карелия пустыней, мавзолеем и коптскими развалинами на заднем фоне!

И смотрится все это ну просто незабываемо. Особенно с фелюками (парусниками) по Нилу проплывающими.
И у мальчика новый друг… Дружба дала трещину, когда хвостатый попятил мальчуковый тапок и пошел его грызть в кусты.

Но в силу юного возраста и неопытности был изловлен самим же мальчиком вместе с тапком. Теперь дружат, но, как говорится, с осадком.

День 11. Абу-Симбел.

Скажу честно, душило меня зелёное квакающее земноводное. Ибо ехать далеко, дорого, входной билет сравним с долиной царей в Луксоре. Проснуться надо было в 4 утра… Долго и дорого, короче.
Но когда мы приехали, встретили рассвет в пустыне по дороге и вошли в это потрясающее место, я поняла, что реально не жалко этих денег.

Во-первых, это не похоже ни на один из храмов, в которых мы были ранее.
Фрески и коридоры, а так же сами сюжеты на стенах — очень впечатляюще и интересно.

Во-вторых, когда ты осознаешь, что это было перенесено с другого острова, вот тут только один вопрос: «КАК!?!?!?»
Ну я понимаю, перенести сруб. Что там, деревянный конструктор.
Но как перенести вот это все? Не повредив, не испортив, сохранив уникальность!
Египтяне, всё-таки, молодцы!

На каком-то форуме прочитала новый город для себя: «Хургадинск». Так вот, кто ездил в Хургадинск и не был ни в одном городе Нильской долины, — тот сам дурак. Как можно ездить в Египет и не видеть всего этого?!?!?!

И вот, наконец-то произошла первая встреча с тюленингом из Хур-Гадинска. Это первое и единственное место в моем путешествии, где я повстречала автобусы с соотечественниками.
Они не могу оставить равнодушным…
Оне вальяжно внесли свои обгоревшие телеса в прозрачных белых кофточках поверх перетянутой лифчиком «буженинки» в первый храм. Небрежно осмотрели колонны, заглянули в пару комнат и вышли оттуда со словами: «не, нафиг, во вторую не пойдем, там смотреть неча. Опять одни столбы».
То есть вы пёрлись всю ночь чёрте-откуда, заплатили минимум по 200$ с носа чтобы не занести себя в уникальнейшие храмы Мира???!!!!
Занавес…

День 12. Асуан, отдых.

Странно, но египтяне не выращивают в пустыне ничего из того, что растет в Тунисе, хотя Сахара та же самая.
Зато выращивают что-то зелёное. Не знаю что это. Но острова зелени средь пустынных песков смотрятся очень оригинально.

Абу Симбел почти на границе Египта с Суданом. Поэтому мой Оранж там не работает, и пишет, что мы в роуминге. До Абу Симбела ходят рейсовые автобусы, но как-то я уже решила без этого фанатизма…

На этом наша активная часть заканчивается.
Если я поеду снова в Египет досматривать то, что не успели в этот раз, то в Асуан приеду снова, обязательно!!! Ночной поезд — и нам счастье.
Новый год мы встретили в Асуане. Утром первого января пошли гулять по берегам Нила, смотреть белоснежные паруса фелюг и греться на солнышке.
Вечером первого января у нас был автобус в Хургаду.

День 13. Хургада.

Мы приехали, нас заселили, мы немножко выспались и пошли инклюзироваться в олинклюзив. Наш первый в жизни. Правду говорят, Красное море очень красиво.

Вот так ложишься на кроватку после обеда отдохнуть в египетском олинклюзиве, врубаешь ящик, а там ЧАРОДЕИ!!! Жизнь удалась! Можно вообще из номера не выходить. Первый этаж. Море в 20 шагах. Бар в 35. Как жить?
Разврат это, господа! Поэтому наши туристы никуда и не выходят из отеля, а приехав в Абу Симбел, говорят, что там столбы.

Но главное Чародеи! Лучший новогодний фильм, как по мне.
Даже в египетском олинклюзиве «баня, а через дорогу раздевалка»… Или это из-за Ковида? Но все равно бред.
То есть в ресторане со шведским столом что-то у них не доработано.
На улице два гриль-стола. Ты берешь там рыбу или мясо.
Но овощи-гриль внутри зала. Ок, сбегали.
Супы тоже внутри, но в другом ресторане. То есть надо пройтись за ними. Гарниры внутри, но подальше от мяса.
Пироженки и фрукты рядом. А вот за чаем надо сходить в другую часть отеля, там где уличный бар. И снова вернуться за сахаром в помещение с супом. Не ищите логику. Нет её.

Неделя в Хургаде.

В один из дней решили выйти  из отеля.
Сегодня решили выбраться на свет божий и поехали смотреть Красное море изнутри.
То есть с «подводной» лодки. Для тех, кто в силу лени, или неумения, или других причин не может плавать с маской и трубкой, вот это вот развлечение — это обязательно! (Трусы сухие, в уши вода не заливается, нырять не надо, тепло и мухи не кусают) мы в восторге! Особенно мальчик.

На пляже сдали зачёт по увиденным достопримечательностям, так сдали, что другие туристы начали с ним, с зачетом, фотографироваться!

Отдых на море закончился, и мы поехали обратно в Каир ночным автобусом. С вылетом в Москву возникли проблемы. Самолет сломался, поэтому мы улетели только на следующий день. Но всё равно, Египет нам очень понравился, как-нибудь надо будет повторить. Обязательно Каир, обязательно Асуан и еще пара пропущенных мест. Ну и море, а как без него?