Бархатный сезон на Кавказе

Отчет сей делится на две части. Условно он называется «хорошо» и «плохо».
 И, как та мартышка, я не могу определиться. То ли я умная, то ли красивая…
 Однажды мы решили съездить в Абхазию. Говорят, там мандарины и дешевый отдых на Черном море.

Абхазия Protravellife
Мы собрались, купили билеты до Адлера и поехали.
 В это время как раз шла полномасштабная стройка к Олимпиаде.
 Доехали до Адлера, прыгнули в маршрутку, доехали до границы. Прошли её, отловили тут же пасущихся таксистов и поехали в Гагры. Там у нас была договоренность о комнате. К слову сказать, комната была действительно копеечная. Но нас сразу предупредили, чтобы мы не оставляли окна открытыми даже ночью, когда мы там. И чтобы всякие ноуты, фотоаппараты и телефоны не оставляли на виду.
Преступность процветает. Позже мы в этом убедились…

Нитка маршрута:
Сочи — Гагры — Новый Афон — Сухуми — Пятигорск — Кисловодск — Терскол

Глава первая. «Хорошо».

Конечно же, нельзя не отметить природу, фрукты, море и достопримечательности Абхазии.

В этой солнечной стране растёт все и все это вкусное. А ещё там древние православные грузинские храмы и крепости.

Вот теперь про программу путешествия:
Всего «экскурсионных дней у нас было 6. Они перемежались с отдыхом и безделием.
 На карте отмечено разными цветами то, что мы посещали в разные дни.
 Машину брать не стали. Народ там неадекватный, как в Индии… Себе дороже. Поэтому взяли 2 экскурсии из Сухуми и один «джипинг», а на самом деле УАЗИНГ на оз. Рицу с заездом на водопады и прочие красивости.

Гагры.

Гагры или Гагра – красивый вытянутый вдоль побережья, город.
На его территории есть всякие красивости туристические, но есть и древний храм.
Цандрыпшская базилика: VI—VIII веков н. э.

И крепость Абаата. Основана в V веке и действовала до конца XIX в. Частично она разрушена, частично перестроена. Посреди крепости стоит небольшой храм, сложенный из грубо отесанных каменных глыб в VI-VII вв. В советское время внутри него был музей оружия.

Кто не видел этого места? Эта визитная карточка Гагр. Как ресторан с древними часами.

Новый афон.

Новый Афон очень красив.
Там лебеди в пруду. С белыми у нас наладилась дружба, а вот черному что-то не понравилось, когда я фотографировала его супругу. И он вышел из пруда. И попёр на нас. Мужчина, проходивший мимо, двинул ему в бубен пакетом. Пакет погиб в неравной схватке. Досталось и мужчине. Пришлось обходить пруд с другой стороны.

После осмотра монастыря мы решили обязательно сходить на экскурсию в пещеру и забраться на крепость Анакопия.
 Древняя цитадель Анакопии – первое, небольшое укрепление абазгов, возникшее в IV-V вв. на Апсарской горе. Храм цитадели датируется VI-VIII вв. и построен на месте древнего абхазского святилища. Храм был перестроен в XI в. и посвящен св.Федору.
В VIII в. Анакопия становится столицей Абазгского царства.

В пещеру водятся организованные экскурсии. Раз в час уходит поезд-вагончик с туристами. Пока ждешь, можно насладиться вкусными хачапурями и кофе в кафешке. Вообще, конечно, Новый Афон прекрасен. И колоритен.

Джиппинго-УАЗинг.

В один из дней в Гаграх мы взяли экскурсию на озеро Рица.

Красиво. Не зря там у Сталина дача была.
 По дороге на озеро нам показали самый узкий и страаааашный каньон в Абхазии и голубое ледниковое озеро. А на обратном пути отвезли на Гегский водопад. Вот там-то уазинг и пригодился.

А после водопада мы уломали водилу остановиться на Бзыпской крепости. Тем более, что она вообще по дороге.

Пицунда и Мюссера.

Пицунда – курортный город. С кучей отдыхающих и культурной жизнью. По вечерам в центральном соборе концерты, мероприятия и т.п. Ну и, конечно же, Самшитовые рощи. Ощущаешь себя в сказке.

А вот Мюссера… Этот город произвел наибольшее впечатление.

Это даже не столько город, сколько заповедник. Добраться туда проблемно. Хотя это недалеко от трассы. Мы в итоге ехали на попутке до пансионата, а дальше топали пешком.

Это заброшенный поселок. После войны там нет ни души. Есть несколько пансионатов подальше, рядом с ними несколько жилых домов. Многоэтажек. И все. там живут семей 10 наверное, не больше.
В Мюссере древний храм Амбара. И огромные сосны. У нас стоит одна шишка от той сосны. С два мужских кулака!

Сухуми и окрестности.

Келасурская стена и замок Баграта.
Пока было время до экскурсии мы все это посмотрели. Жаль, конечно, что за всеми этими древностями никто не ухаживает. Затем мы прыгнули в экскурсионный УАЗик и направились в Каман и Уаз-Абаа.

Девочка-экскурсовод поразила своим патриотизмом. «а вот тут грузины-сволочи, наших мальчиков стреляли! А вот тут наши мальчики отбивали атаки…» и т.п. Причем, девочка-то юная, не помнит она этого. Откуда такая уверенность в невиновности?..

Бедийский, Моквийский соборы и Илор.

Зачем вообще поехали в Сухуми? Очень хотелось посмотреть эти три храма. Потому как тоска по Армении и мечта о Грузии гложат.

Мужчина, у которого мы ночевали (он же таксист, он же экскурсовод, он же маршрутка Гагры-Сухуми, он же предводитель одного из отрядов ополченцев во время войны), любезно согласился нас отвезти на эту экскурсию. Собрал ещё четверых пассажиров, и мы поехали.

Люблю такие вещи. Ничего не могу с собой поделать. Прекрасный день, прекрасная экскурсия. Всё здорово!

Гудаута.

Покинули гостеприимный Сухуми и поехали в окрестности Гудауты.
Это – город-герой. С чего – не понятно. Ни одного боя там не было. Его просто так и не взяли грузины. Но – город-герой… В саму Гудауту мы не стали заезжать. У нас была цель посмотреть крепость Абаху-Амца и дворец Чачба.

Шли мы туда пешком. Почти всю дорогу от трассы. Поймали типа-маршрутку. В «газели» за рулём оказался мальчик лет 13. Семья куда-то ехала. И папа учил парня водить газель. Мальчик, кстати, хорошо вёл машину. С нас ничего не взяли, а мальчику был урок вождения с пассажирами и урок щедрости.
 Потом мы отправились в крепость Абаху-Амца. Тоже шли пешком очень прилично. Подустали. Но она того стоила. Я люблю заброшенные крепости и замки. Без музеев, без смотрителей и особенно без кассы.

Глава вторая «Плохо».

Мы заселились и тут же ощутили на себе Абхазское «гостеприимство».

Вообще, скорее всего, я в Абхазию больше не хочу ехать… Категорически не понравилось. (Ну, если не считать красивых грузинских храмов и прекрасного моря).

Хозяйка дома была в отъезде. Она попросила присмотреть за домом соседку. Не смотря на то, что был муж. Но мужчины у них такими вещами не занимаются. Поэтому присматривала соседка. Соседка тут же сделала моему интеллигентному питерскому мужу замечание в грубой форме: «чо вы тут ходите, пойдите мусор из туалета (общего на весь двор) вынесите! Приехали тут!» Мы опухли, но промолчали. Мусор, естественно, выносить не стали. Мы отдыхать приехали, а не подрабатывать на общественных началах уборщицами.
 Через пару дней я спросила у неё, где обещанная на этапе бронирования стиральная машинка. На что тут же была послана: «Трусы с носками своими сама стирай, я тебе тут ничего не обязана, тоже мне, понаехали!» Я пискнула что-то в ответ, мол, нам обещали… Но дальше последовала длинная речь о том, что они тут с копейки на копейку перебиваются, а мы охренели, и ещё хотим потратить их воду и электричество. Терпение моё окончательно закончилось, когда она попыталась меня заставить убрать мусор во дворе за гулявшей вчера там соседней компанией тёток. В которой она тоже присутствовала. Я психанула и отправила её…. далеко.

К сожалению, отрицательные эмоции на этом не закончились. Мы решили съездить в Сухуми. Погулять там, посмотреть, что и как. Приехали на набережную (о достопримечательностях позже), купили по вкусному хачапурю и… у нас уперли кошелёк со всеми документами, ключами, карточками и деньгами.
Причем уперли по-детски. Мы так отвыкли уже от этого… Сидим на парапете, кушаем. Муж зачем-то снял с пуза этот кошель. Подошел мужчина и заговорил с нами. Я обычно не общаюсь с местными. А тут почему-то даже не сразу его послала. Но и этого хватило, чтобы пока он нас отвлекал, спереть у нас другому сумку.
 Итог: Сухумская милиция нашла наши документы (естественно без денег) к ночи. Также в напузнике был объектив. Его не нашли.
Правда надо отметить, что хозяин дома, в котором мы остановились на ночлег, (которого знает всё Сухуми), узнав о нашем горе (когда нас к нему привезли из милиции с мигалками, на красный, пацаны, которые у него, оказывается, воевали во время абхазского конфликта) тут же, как и принято на Кавказе, накрыл стол и утешил нас, как мог.
 Ладно, денег мы нашли, паспорта с билетами нам вернули. Мы вернулись в Гагры. Маршрутка до Сухуми стоила 100р. 80 км. Через пару дней мы поехали в Новый Афон. Он ровно посередине между Гаграми и Сухуми. Протянув водиле 100 за двоих, услышали поток ругани и воплей, что до Н.Афона 200р. с человека. Опухли от такой наглости, накинули ещё полтинник сверху, добив его известной нам ценой до Сухуми, на что он завопил: «зачем всей маршрутке это говоришь?», и вышли в сад.
 Последней неприятностью, которую мы испытали в Абхазии, было хамство торговки на рынке. В четверг у неё виноград стоил 60р/кг, а в субботу вдруг стал 100р. Я задала логичный вопрос: «А что же случилось?» на что меня просто послали подальше и сказали, чтобы я сюда больше не приходила.
Осадочек остался. Больше не поеду в Абхазию.
Всюду грязь, мусор, воровство и желание тебя кинуть.

Моё любимое Приэльбрусье.

На сём наши скитания по Абхазии были закончены.
Что пересилило «хорошо» или «плохо», не знаю до сих пор. Но желания туда снова съездить как-то не появилось пока…
Хотя там, конечно, красиво.

В общем, путь наш дальше лежал на мою историческую родину. В Пятигорск. Просто сидеть на месте мы не могли и я решила вспомнить детство. Сгонять на вершину Бештау. Подъем несложный, часа 3 максимум. Высота 1402 м. над уровнем моря. Там теперь всякие антенные вышки. И прекрасная сторожевая собачка, созерцающая красивости.

Полюбовавшись собачкой и родными КМВ, мы спустились через Железноводск вниз. И на следующий день сгоняли в Терскол. Для бешеной собаки 100 верст — не крюк.
Приехав в Терскол метнулись на Когутай. Но нас сбили с пути истинного грибочки в виде орды беленьких и рыжиков. Какой там Когутай, что вы… Променяли поход на вкусняшки. На следующий день сбегали на Чегет и уехали в Пятигорск. Так закончился наш Кавказский отпуск.