Армения за 10 дней.

Разглядывая фотографии древних храмов, я мечтала поехать в Грузию. Как вдруг, друзья сказали  мне, что надо бы тогда и в Армению.

Я начала изучать достопримечательности этой древней страны.

Армения 2010 Protravellife
И вот вдруг один из друзей сказал, что может помочь в организации путешествия по Армении. Я, конечно, согласилась.
 Гостиниц было забронировано много. Ни одной бронью пользоваться не пришлось, спасибо принимающей стороне. В Ереване мы жили у друзей,
во всех остальных городах либо нам подсказывали дешёвые гостиницы, либо мы останавливались у друзей друзей.
 

Нитка маршрута:
Ереван — Арарат — Вайк — Татев — Севанаванк — Дилижан — Иджеван — Берд — Ахтала — Ереван — Гюмри — Талин — Ереван

1. Вступление.

Сервис, где можно было сразу забронировать гостиницы: www.hyurservice.com , www.visitarm.com
Дальше самое интересное и главное. Автомобиль в прокат. Господа, не пользуйтесь компанией sixt. У них самые низкие цены, но когда тебе начинают при возврате автомобиля считать царапины на КОЛЕСНЫХ
ДИСКАХ!!! (потому что всё остальное было без нареканий) (в стране, где дороги отнюдь не финские…) Причём одна царапина нам обошлась в 25 000 драм. При залоге в 100 000 драм. Т.е. 4 царапины на колесе = сумма залога… Скромно. 
 
На вопрос: «А не слишком ли?» нам сказали, что из-за этих царапин у них будет простой машины и они будут его красить. КРАСИТЬ КОЛЁСНЫЙ ДИСК??? в цвет железа??? Есть предположение, что так они навёрстывают свои низкие цены. Сколько лет берём машины в прокат, такого ещё не видели… Это была неприятная ложка дёгтя. Не знаю, работает ли этот
сервис так же в других странах, но обращаться к ним у меня нет больше желания.
 

День 1. Ереван, Эчмиадзин.

Погода выдалась «не фонтан»… шёл дождь и было не жарко. Но планы были поставлены и цель задана. В связи с погодными условиями мы переместили последний день на место первого и поехали смотреть Ереван, Эчмиадзин, Звартноц и мокнуть под дождём. А поскольку это было воскресенье и постпасхальная неделя, то во всех соборах, храмах и монастырях шли службы.
 
Мы были очень рады попасть на службу в Эчмиадзине, потому что без этого окунуться с головой в Армению, наверное, не получилось бы.
К вечеру мы отчётливо понимали, что перевыполнили план и посетили два дня за один, что не могло не обрадовать.
 

День 2. Хор-Вирап, Нораванк, Смбатаберд, Джермук

По дороге в Гндеванк мы промахнулись поворотом. И по пути в Джермук поехали верхним шоссе, а возвращаться стало лень – перенесли его на следующий день.
Погода с утра была хороша, но Арарат в Хор-Вирапе мы так и не увидели. Придётся ещё раз ехать! Мы вообще Арарат во всей красе видели только последние 4 часа присутствия в Армении. Уже перед самолётом.
Там (в Хор-Вирапе) любезный дьякон провёл нам экскурсию по монастырю, выловив, в прямом смысле этого слова, нас у входа.
 
Удивило меня огромное количество аистов!!! Я как-то совершенно не ожидала их там увидеть. Им там не жарко? Причём летают они так же, как водят армянские автомобилисты, не в обиду никому, но остановиться посреди дороги и пойти поболтать, не утруждая себя парковкой, не включая поворотники, заперев половину правого ряда — это вообще как нефиг делать. У меня в первый день было шоковое состояние. А аисты они примерно так же летают там.
Вот он летел-летел, а потом передумал, или соседа увидел, или просто скучно стало, взял и на бреющем полёте пошёл на посадку… Напугал!
 
Что, несомненно, радует — наличие указателей на дороге. Во-первых, на двух, а то и на трёх языках, во-вторых, указателей до достопримечательностей. Даже самых отдалённых. Не заблудишься.
До Смбатаберда добирались нормально. пока не подъехали к речке, мост через которую держался весьма условно. Виден был хорошо наезженный брод, но май, вода высокая, машина — казённая… короче выбрали мост.
Прежде чем ехать по этому, так называемому мосту, пошли спросили у местных, выдержит ли. Местных жителей было трое, они жарили шашлыки и на вопрос о прочности моста один сказал «да», другой «нет», третий предложил вообще забить на крепость и поесть с ними шашлыка.
Но мы устояли… Мост был преодолён, жуткий грохот заставил задуматься, выдержит ли он нас на обратном пути. К счастью — он смог,  почему-то мы его не сфотографировали…
 
Дорога там была грунтовая, крутая. Без полного привода делать нечего.
Но наша машинко соответствовала требованиям и довезла нас до места, правда по дороге у неё отвалился глушитель (в смысле резинка, на которой он висел). Пришлось повесить обратно и доехать до цели.
 
Как уже сказала выше, поворот на Гндеванк мы пропустили вопреки настойчивым воплям навигатора. Хотя задан был Джермук, как пункт назначения, и поехали по новой верхней дороге прямо до Джермука. Некоторое время помучили там местное население (кстати, не очень хорошо говорящее по-русски), выяснили, что хотели, устроили фотосессию с цветущими абрикосовыми плантациями и поехали смотреть джермукский водопад.
Весело мы его искали, однако. раза четыре нас посылали в разные стороны, потом добры молодцы сказали, что объяснить не могут, но проводят с удовольствием. Водопад был прекрасным завершением «трудового дня».
 

День 3.

Утром следующего мы быстренько пробежались по Джермуку и поехали дальше.  Уехав из Джермука мы направились в Сисиан, так и не найдя по дороге водопад. Надо будет как-то это дело исправить…
В Сисиане поплутали туда-обратно, поспрашивали местных и поехали в Зорац Карер. Погода всё время пыталась испортиться, но каждый раз, когда мы приезжали к месту осмотра, выходило солнышко.
В Зорац Карере встретили толпу польских вело-туристов, потом они целый день нам попадались на глаза. У них был тот же маршрут, что и у нас, за исключением нескольких мест.
 
Затем заехали через Ахиту в Воротнавак и отправились в Татев. Воротнавак впечатлил безумно, мы были там одни, ни души. Только речка внизу шумит.
Естественно, промахнулись с первого раза — и пропустили поворот. Остановились у ларька с едой, купили лаваш, вот именно в этот момент я начала ощущать себя, как в зоопарке, в том смысле, что полдеревни пришло посмотреть на девушку за рулём. Было несколько неприятно. Да и потом изумлённые взгляды пожилого поколения местного населения заставляли чувствовать себя неуютно…
 
Выехав на дорогу до Татевского монастыря, с чувством выполненного долга, отправились вслед за велосипедистами, крутившими педали по этим горкам. Не смогли проехать мимо увиденного и вывалились на фотосессию.
 
По дороге в Татевский монастырь заскочили в маленькую сигнальную башенку. На канатке не поехали сознательно, иначе не посмотрели бы Сатанинский мост и не увидели той башенки и ещё одного монастыря, который позволил разглядеть только объектив.
 

День четвёртый.

Проснувшись с утра, мы тронулись в сторону Севана. Дорога была живописна и проста. К обеду мы посетили Айраванк и Севанаванк. В Севанаванке впервые столкнулись с платным входом и обилием туристов, а так же желающих тебе что-нибудь продать…
Уехали из Севанаванка по направлению к солнечному Дилижану. По дороге починили отваливающийся у машины поддон — оно же защита картера, почему-то пластиковая. Вообще странная машина была… Вроде как Сузуки гранд витара, но всё у неё что-то отваливалось в дороге.
 
Посмотрели волшебные Агарцин и Гошаванк. Со спокойной душой от выполненного плана отправились в Иджеван, где должны были ночевать. Вот тут-то нас и ждал подвох. Почти доехав до Иджевана мы глянули на карту в путеводителе, на часы и решили, а не заехать ли нам в ещё одну крепость, но, поскольку в изначальные планы она не входила, то пришлось спросить совета у местных жителей, которые любезно предложили нас туда проводить, после этого накормить и до гостиницы проводить. После спуска с крепости я мало что помню, помню, что вела машину, потому что не могла уже идти. Не подумайте, я не пью за рулём, но там отказаться оказалось невозможно. То, куда нас водил Амик — была крепость Ахчкаберд. Сверху открывались потрясающие виды. Пешочком в гору около часа средним темпом, штурм крутого склона и вы на вершине горы.
 
Утро началось в 12 дня… Увы по состоянию здоровья пришлось отменить один из запланированных пунктов, ибо было как в том анекдоте: «Вчера пили с армянами… думали умрём. Сегодня опохмелялись с армянами, лучше бы умерли вчера…»
 

День 5. Макараванк, Ахтала, Санаин, Алаверди, Ахпат, Одзун.

Собрав себя в кучу, выпив пол литра мацони и придя немного в себя, мы отправились в самый потрясающий день поездки.

Что не могло не «порадовать»… – в наследиях ЮНЕСКО пришлось лезть через забор, ибо везде всё было закрыто на замок и уже в 17-18 часов ничего не работало. Но не уезжать же не посмотрев?
 
   Вот мы, набравшись наглости, и штурмовали Санаин и Ахпат.
 

День 6.

Проснувшись с утра в Одзуне мы пошли в монастырь. Потрясающее место.
И нам очень странно везло с погодой. Пока мы ехали к достопримечательностям шёл дождь, стоило нам добраться до очередного места просмотра, как выходило солнышко и погода чудесным образом менялась.
 

После Одзуна нас ждал длинный переезд через Спитак и Гюмри в Мармашенский монастырь, оттуда в Аричаванк и Амберд. Подъезжая к Амберду нас начали терзать смутные сомнения, может, перенести на следующий день сей пункт? Ибо на трассе шёл ливень, не было ничегошеньки видно и как0то безрадостно, но, волевым решением мы повернули в сторону Амберда и ни капли не пожалели.

Поднявшись чуть выше нижней обсерватории мы увидели солнце и впервые за всю поездку Арарат на горизонте. Потрясающая крепость, альпийские луга с весенними цветами и Арагац. Мы даже грешным делом решили доехать до верхней станции, но дорога была в снегу и расчищена не полностью. Доехали почти до середины и, увы, развернулись, поскольку машинко у нас, конечно, полного привода была, но не трактор… Вернулись в Ереван довольные и счастливые.
 
 

День 7.

С утра с гостеприимными хозяевами отправились опять в сторону Амберда, но уже поближе. В планах были Аствацнкал, Сагмосаванк и Ованнаванк. Вернувшись поехали в Цицернакаберд. По дороге посмотрели на алфавит в стиле хачкаров и усыпальницу основателя армянского алфавита.
 
Хачкары — отдельное чудо. С какой филигранной точностью и усердием можно вырезать это тонкое волшебное кружево из камня остаётся только догадываться. А ведь есть хачкары, которым более полутора тысяч лет! Да, конечно, большая часть из них сохранилась не целиком, но увидеть рисунок и всю красоту позволяет.
 

День 8.

Решили всё-таки отдохнуть на отдыхе и не напрягаться особо….
Поехали в Гарни и Гегард. Но удержать нас от физических нагрузок было сложно, поэтому всё-таки пошли в Хосровский заповедник. Решили пробежаться до Авуц-Тара. Пробежались. И правильно сделали.
 
В Гарни снова столкнулись с платой за входные билеты. Наши друзья были несколько удивлены тому, что вход там теперь платный.
Толпы народу заставили немножко погрустить. За неделю путешествий мы уже отвыкли от туристов-зевак, мешающих насладиться тишиной и красотой Армении.
 
И ведь хотели купить магнитиков и прочих сувениров в Гегарде, но подумали, что завтра целый свободный день, всё успеем… В который раз убеждаюсь: надо делать всё сразу.
 

День 9.

Не работает в Ереване рынок с сувенирами 9 мая. Тоже праздник. Посему не продают они там по выходным сувениры… еле нашли в центре Еревана сувенирные лавки.
 
Погуляли по Еревану, закупились коньяком и посмотрели на местные воинственные памятники.
Вернули машину, где нам стали считать царапины на дисках…. (писала в первой главе об этом), и вот уже по дороге в Аэропорт ВПЕРВЫЕ увидели Арарат! Красота…. Нет слов!
 
Вот так и закончилась наша первая поездка в Армению.
Не посетили Карабах совсем. Есть ещё куда хотели бы попасть повторно, а значит, снова приедем в эту сказочную страну. Теперь попробуем сделать это осенью, когда гранаты будут свисать с веток!..